В Черном море скоро не будет камбалы?
С некоторых пор Европейская комиссия устанавливает для Болгарии и Румынии ограничительные квоты на вылов камбалы и кильки. Но большая проблема рыболовства в Черном море в том, что остальные прибрежные страны, которые не являются членами ЕС, не имеют подобных ограничений, и это ставит в неравное положение Болгарию и Румынию. Именно с таким аргументом обе страны сумели в прошлом году избежать сокращения их квот на ловлю камбалы и кильки, как на том настаивала ЕК. А что касается ловли камбалы, то 85% улова осуществляется Турцией, 10% – Болгарией и Румынией, и всего 5% остальными странами. В данный момент разрешенная ЕК квота на ловлю камбалы – по 43,2 тонн в год для Болгарии и Румынии.
В то же время ученые из Института океанологии, Института рыбных ресурсов и Института биоразнообразия при Болгарской академии наук бьют тревогу, что даже такие ограничительные квоты на ловлю камбалы могут привести к ее исчезновению в самом скором времени. Согласно их расчетам, за последние 5 лет запасы этого важнейшего для Болгарии экспортного вида рыбы сократился в 10 раз!
Наличные запасы камбалы в болгарских водах равняются скромным 180 тоннам. Положение действительно более чем критично. Поэтому несколько экоорганизаций, среди которых „За Землю” и „Гринпис – Болгария ” поддерживают требование ученых о введении хотя бы годового моратория на вылов камбалы в 12-мильной зоне, где она размножается. Этой же позиции придерживается и Министерство охраны окружающей среды и водных ресурсов Болгарии.
„С 2010 года вдвое сократилась популяция камбалы, и это очень тревожная новость, так как камбала – основной промысловый вид, – заявила Деница Петрова из „Гринпис-Болгария”. – Но кроме этого камбала – хищник и поддерживает равновесие экосистемы Черного моря. Если этот вид исчезнет, что может произойти в ближайшие годы, это будет иметь и другие негативные последствия. Поэтому необходимы поистине крутые меры. В 60-е годы исчезла как вид черноморская скумбрия, и она больше не вернулась в Черное море. Подобной будет и судьба камбалы через год-другой, если ничего не предпринять сейчас. Ее популяция резко сократилась и еще страшнее, что у нее изменилась структура. Старые особи половой зрелости уже почти не встречаются. Есть, в основном, небольшая по размеру, молодая камбала, которая все еще не может размножаться. Поэтому ученые поддерживают не только годовой запрет — некоторые предлагают хотя бы три года не вести ловлю камбалы, чтобы сам вид мог воспроизвестись, чтобы помочь камбале „пополнить ряды”. Для защиты и интересов самих рыбаков. Ведь если не будет рыбы, то не станет и рыбаков”.
Требование временного запрета на вылов поддерживается и некоторыми ассоциациями рыбаков, но встречает сопротивление крупных рыболовецких судов, которые опасаются, что если они уйдут на год из рынка камбалы, то проиграют в конкурентной борьбе Турции, которая продолжит беспрепятственно ловить и, соответственно, сокращать популяцию камбалы. Проблемой для этой ценной рыбы является и браконьерская ловля тралами, которая запрещена в Болгарии.
„Камбала – донная рыба и много ее погибает при такой рыболовецкой практике, запрещенной законом, но контролирующие органы будто закрывают на это глаза. Если вы отправитесь в порт Варны, то можете увидеть сами траулеры, которые явно находятся под чьей-то защитой. Я сама из Варны и мне очень больно смотреть, как исчезает целый вид рыбы, видеть, как не думают в долгосрочном плане о том, что происходит с нашим Черным морем”.
На аргументы крупных рыболовецких фирм, что основной виновник исчезновения камбалы в Черном море – это Турция, Деница Петрова отвечает так:
„Запас камбалы, который находится у нашего берега Черного моря – это наш запас, он не мигрирует. Так что мы несем ответственность за его сохранение или истребление, что может произойти в скором времени. Надеюсь, что этого не случится, что через год мы не будем говорить об исчезновении камбалы в Черном море”.
Автор Мария Димитрова
Перевод Елены Дымовой
Оставьте комментарий!