Среди знаковых систем, которые мы используем, язык цветов (но не тех, что пахнут), безусловно, среди самых древних и устойчивых. Многообразие красок, которые преподносит нам окружающий мир, совсем естественно объединяется вокруг шести цветов радуги – красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего и фиолетового.
В своем историческом развитии человечество придало каждому из этих цветов особое значение. Чаще всего оно связанно с качествами растений, веществ и предметов, с которыми их ассоциирует сознание. Даже научное объяснение о восприятии цветов содержит заметную долю субъективизма.
Независимо от этого, слова красный, белый, зеленый и черный вызывают одинаковые ассоциации у людей различной национальной и культурной принадлежности. Может быть, потому что повсюду на Земле горящее пламя – красного, оранжевого и желтого в своем основании цвета. Небо – синее, а деревья, покрытые зеленью, – символ вечно возрождающейся жизни.
Можно много говорить о семантике цветов и об их общих смысловых значениях в различных культурах и религиях. В древних традициях многих народов мира красный цвет занимает особое место, – он предохраняет, увеличивает мужскую силу, а женщинам дарит плодовитость. Цвет крови, ритуального вина и огня окрашивает головной убор невесты и в болгарской традиционной свадьбе. Для того, чтобы безопасно переступить грань, разделяющую девичество и таинство брака, молодая женщина должна иметь надежную защиту.
Согласно обычаю, невеста носит обрядовый платок 40 дней после свадьбы, а его снятие совершалось посредством особого ритуала. Красная вышивка присутствовала и на платочках, которыми покрывали руки невесты, а также на ее носках. Считалось, что не должно быть видно ни одной части тела невесты, ей даже не позволялось ступать на голую землю. Поэтому, когда невесту встречали в доме жениха, путь молодых проходил по белому покрывалу – новому, специально сотканному к свадьбе.
В некоторых районах Болгарии вместо белого покрывала, клали постилку с мартеницой (цвета – белый и красный) или просто красную нить. Первой по нити шла невеста, а за ней шел жених, наматывая нить в клубок. Некоторое время спустя, когда в молодой семье появлялся первенец, невеста плела пеленки из этой же нити, по которой она шла на своем пути к новому дому.
Символ чистоты, невинности, незапятнанности, ‒ в болгарском фольклоре белый цвет также символизирует радость, восхищение и красоту. “Бела я, бела, милый, ‒ весь мир готова озарить”, ‒ так поет девушка в одной из самых известных народных песен. Конечно, речь идет о той внутренней чистоте, которая наполнена силой менять, вести к свету и радости. Для болгарского народа белое значит красивое лицо. Белой является рубаха парня, белым называют теплый южный ветер. Бело платье невесты, и бела лошадь, на которой она приезжает в новый дом.
С белым цветом связан и ритуал захоронения во многих древних традициях, в том числе в болгарской. На этом диаметрально противоположном этапе бытия, белый тоже является символом чистоты. Он также символизирует связь с потусторонним. Согласно народным верованиям, “на том свете” праведники и ангелы одеты в белую одежду.
Прикосновение к зелени некоторых растительных видов дарит здоровье и долголетие. Венки из цветов, дикой герани и плюща украшали головы девушек. В косы невесты тоже вплетали цветы. Они символизировали ее последний девичий венок. В некоторых краях Болгарии для будущей супруги даже сплетали венок из базилика.Зеленый цвет в вышивках и ковровых настилках тоже имел особое значение. Вот, например, одно из некогда популярных объяснений в любви, – если молодой человек хотел раскрыть свои светлые чувства девушке, он должен был хлестнуть ее зеленым побегом.
Чем пестрее и богаче праздничный венок, тем больше сила, которую он передаст человеку. В старинной болгарской свадьбе венки плели молодые девушки или кума, однако, они были атрибутом родни жениха. Самые крупные венки вешали на дверь молодоженов. А в тот, что был предназначен для невесты, вплетали золотые монетки и кольцо. Девушки, которые плели венки, пели на протяжении всего процесса их изготовления. Они украшали их поп-корном, плодами шиповника и золотыми нитями.
Одни пестрее другого были и девичьи пояса, бусы невесты, праздничная одежда. Основными цветами, присутствовавшими в венках, независимо от повода, были красный, белый и зеленый. А в свадебных ритуалах – и золотой. Эти четыре цвета – неотменная часть невербального языка всех праздников. И не только в болгарской традиции. Мы можем обнаружить их в древних фольклорных обычаях всего мира, а многие из них сохранились и до наших дней.
Автор Албена Безовска
Перевод Александры Арбековой
BNR
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
Читайте также:
Оставьте комментарий!