О болгарском ковроткачестве
Автор Албена Безовска
Бесконечные краски цветков, причудливые формы горных вершин, сладкоголосые птицы – все это можно увидеть в традиционных болгарских коврах. Окруженные пестротой и красотой, богатой природой, меняющей свой облик во все времена года, болгары в течение веков воткали в ковры свое чувство эстетики.
Исследователи считают, что корни производства ковров нужно искать в Центральной Азии. Первые доказательства датированы тысячами веками назад и связаны с культурой кочующих племен, живших на этих землях. Они использовали ковры, чтобы стелить на пол и покрывать шатры. Из ковров были сделаны и „внутренние стены” их жилищ, седла коней, колыбели, в которых спали их дети.
возникшие, как часть быта, ковры были важным элементом культуры кочевников. В их цвета вотканы незаписанные страницы истории вечного стремления людей к красоте, запечатаны их представления о мире, верованиях и обычаях. Из Центральной Азии кочующие племена перенесли с собой аутентичную технологию ткачества ковров во все уголки мира.
В Болгарии ковроткачество – среди самых древних художественных ремесел. Обычно этим занимались женщины. Материалы, из которых изготавливались традиционные болгарские ковры, ‒ это шерсть и хлопок. Болгарки окрашивали их естественными природными материалами – лекарственными травами, корой некоторых древесных видов. Техника подготовки, как и тонкости изготовления, передавались из поколения в поколение.
В узком семейном кругу молодые девушки учились окрашивать пряжу, а также подготавливать основу на станке – это было очень трудным и ответственным делом, от которого, в большой степени, зависели прочность и качество пестрой ткани, которая должна была использоваться в семье долгие годы.
С исторической точки зрения ковры имеют короткую жизнь – всего несколько веков. Вот почему сегодня нельзя с точностью сказать, как выглядели ковры в домах болгар в средние века. Но можно предполагать, что они несильно отличались от образцов, сохранившихся и до наших дней в разных музеях, представляющих эпоху Возрождения.
Сведения можно обнаружить и в различных свидетельствах, оставленных путешественниками. Феликс Каниц – австро-венгерский археолог, этнограф, историк и художник, неоднократно посещавший Болгарию, впервые оказался здесь в середине ХІХ века. Вот что писал он: „…Я обнаружил в Болгарии очень хорошо развитую домашнюю промышленность. Во многих болгарских селах производятся пояса, ножи, различные металлические украшения, гончарные изделия, предметы из дерева, полотна – из хлопка и шелка, ковры, галуны и многое другое. Но больше всего мне нравятся болгарские ковры. Самые разнообразные цвета и цветы сочетаны очень искусно и с большим вкусом…”.
С усложнением орнаментики и обогащением цветовой гаммы производство ковров постепенно отделилось от быта и обособилось, как художественное ремесло. Сохранились сведения об известных мастерицах, которым в прошлом более зажиточные болгары заказывали ковры, покрывала для мебелей, декоративные подушки.
Известно несколько уникальных болгарских стилей в производстве ковров. Два из них названы по селам, в которых они зародились – Котел и Чипровци. История чипровских ковров полна преданий и легенд, но и настоящих событий. В ХVІІ веке в Чипровци (Северо-Западная Болгария) и близких селах уже утвердились орнаменты, которые и в наши дни можно увидеть в произведениях современных мастеров этого края.
Один из орнаментов называется „каракачка”, что означает „девушка с черными глазами”. Считается, что каракачка – это символьное изображение богини плодородия. Этот вид ковров ткут в двух цветах – красный и черный или красный и белый. Образцы с таким орнаментом появились намного раньше ХVІІ века и не имеют аналога в мире. В старых записных книжках чипровских мастеров записано, что турецкая армия покупала по 8 тысяч ковров в год – для постели и для молитвы.
Приютившийся в противоположном уголке Болгарии город Котел тоже известен своей ковровой школой. В 1933 году там была основана кооперация для производства традиционных тканей, а позднее – и школа художественных ремесел, в которой старые мастерицы передавали свои умения молодым. Позднее школа была перенесена в окружной город, а традиция старинного ремесла продолжает жить в Котеле произведениями нескольких женщин, уже преклонного возраста.
Независимо от региональных особенностей, в болгарских коврах можно обнаружить множество вотканных общих элементов со специальным значением. Может быть, самый распространенный из них – „маказ” – древний символ, который состоит из двух треугольников. Связанные острыми концами, они являются знаком мужского и женского начала, божественного и земного, гармонии и равновесия. Когда-то его изображали не только на коврах. Когда мужчины отправлялись в дорогу, их матери или супруги ткали для них небольшие коврики с этим знаком – чтобы предохранял их от перипетий и врагов.
Перевод Десиславы Ивановой
9 октября 2011 г.
Источник: BNR
Оставьте комментарий!