На пороге болгарского дома
Автор Румяна Понайотова
Входная дверь – ритуальное место в традиционном болгарском доме. С этим связано множество народных поверий и обычаев. Массивные деревянные ворота у входа во двор традиционного болгарского дома воспеты во множестве обрядовых песен и благословений. В народной поэзии их всегда называют «чимшир-порти» («самшит-ворота»), но не потому, что они были сделаны из самшита, а из-за символики, связанной с этим растением.
Самшитом украшали колядовое деревце – ритуальный образ мирового древа. Самшитовые ветки прикрепляли также к обрядовому свадебному деревцу, которое несло в себе идею родословного дерева. Эти символические значения как бы закодированы и в определении «самшит-ворот». Оно определяет ворота, как обрядовую границу между интимным домашним пространством и внешним миром. Вот почему воротам придавали такое большое значение и, так сказать, охраняли их посредством различных обрядов.
Ворота считались настолько священным символом дома и семьи, что даже когда дом бывал разрушен, снятые с петель ворота нельзя было сжигать или уничтожать. Их было необходимо спрятать и хранить заботливо, чтобы можно было использовать и для нового дома. Наверное, поэтому ворота называли «старыми дверями».
В поэтическом определении «самшит-ворот» можно обнаружить отголосок обычая вплетать самшитовую веточку в любовные букеты девушек и парней, а и молодоженов. Вечнозеленая веточка – это обещание вечной любви и верности мужчины и женщины. Вот почему холостяк, на любовь которого не ответила девушка, мог символически ей отомстить, намазав ее ворота дегтем или даже сняв двери с петель, отнести их на реку или к колодцу – подальше от дома. Таким образом, холостяк ритуально открывал дом девушки и нарушал его неприкосновенность.
Но даже когда любовь была взаимной и отношения между молодыми доходили до свадьбы, двери девушки открывались для парня не так уж и легко. Дверь оставалась запертой на засов и, когда жених приходил брать молодую из ее дома, дверь строго охраняли родственники невесты. Жених должен был доказать еще раз, насколько он ценит свою будущую жену – символическим откупом, который должен был дать родным невесты, для того, чтобы ему открыли дверь и впустили к девушке.
У наружных ворот дома хозяева встречали самых почитаемых гостей при соблюдении обрядов, которые «открывали» границу между внешним миром и домом. К «самшит-воротам» выходила вся семья, чтобы встретить зимой мужские группы колядующих, а весной – девушек-лазарок. Оба обряда ритуально «переносили» космическую энергию обновления в интимный мир семьи. А в обрядовых благословениях воспевали самшит-ворота и желали, чтобы через них текли «реки» золотой пшеницы, меда и масла, символизирующие благоденствие. Но, согласно народному поверью, изобилие и здоровье «утекут» из дома, если что-нибудь будет подано через порог.
У самих ворот родители встречали свадебное шествие. Там же свекор и свекровь давали первое благословение молодой невесте до того, как ввести ее в новый дом. А невеста ритуально намазывала дверь, верхний и нижний пороги медом и маслом, чтобы была сладкой и благополучной жизнь молодой семьи.
Символические значения двери перенеслись и на пороги над и под ней. Особенно важным считался нижний порог. Согласно народному поверью, под нижним порогом входной двери живет мифический «стопан», или «хозяин»: дух-покровитель дома и семьи. Поэтому у порога совершались ритуалы почестей к нему.
Под нижний порог люди зарывали лекарственные травы и ладанки, которые оберегали дом и его обитателей от колдовства. Опять-таки на порог клали железный предмет, горящие угли и красную нить, как предохраняющее средство, когда в доме с новорожденным встречали гостей, приглашенных на обрядовый кулич в его честь, сорок дней после его рождения.
На нижнем пороге дома исполнялся и предохраняющий ритуал при рождении близнецов или детей в семье, рожденных в одну и ту же дату. Старуха-целительница должна была ритуально разрезать яйцо с двумя желтками и дать его детям, чтобы разделить их символически и освободить их от связанности их судеб. Таким образом, несчастье одного не могло передаваться другому.
Но и злые колдуны, которые хотели навредить какому-нибудь дому и людям в нем, тоже зарывали под порогом свои магические предметы – мешочки с воском, отравленные зерна или железный предмет, например, гвоздь, ножницы или нож.
Таким образом, у порога дома, посредством различных магических действий, разыгрывалась настоящая «война» между добром и злом.
Перевод Десиславы Ивановой
7 октября 2011 г.
Источник: BNR
Оставьте комментарий!