Изменится ли лицо Родоп?
Родопы часто называют волшебными горами. И с основанием. Пленительно красивые, будучи некогда царством мифического Орфея, они хранят в своих недрах ценные природные ископаемые. Недавно близ города Крумовград было сделано, может быть, археологическое открытие века – был обнаружен древнейший золотой рудник в Европе, к тому же с весьма внушительными запасами.
Разразившаяся битва вокруг будущего этой находки иллюстрирует дилемму перед Родопами сегодня – ориентироваться к устойчивому туризму или же продолжить разрабатывать рудники. Потому что в нашем современном мире эти две дорожки редко пересекаются.
В горах Родопы есть залежи, преимущественно, цветных металлов. В 60-ые годы прошлого века Болгария была среди ведущих экспортеров свинца и цинка в мире. Эксплуатация рудников, однако, слишком интенсивна и агрессивна к природе этих пленительных гор. Падение Берлинской стены в 1989 году совпало с резким срывом цен на свинец и цинк. И основанное некогда с советской помощью горнодобывающее предприятие «Горубсо» было распродано по дешевке. Район начал обезлюживаться.
«На данный момент добыча руды в Родопах составляет всего лишь одну пятую от уровней в прошлом, — утверждает Димитыр Сыбев, один из авторов исследования, проведенного по идее фонда имени Фридриха Эберта. — Но без этой добычи людям в Родопах будет не на что существовать. Они обречены на миграцию или развитие домашнего хозяйства в самом его примитивном виде, чтобы обеспечивать хоть какое-нибудь пропитание».
Несмотря на то, что после 2004 года мы стали свидетелями бума в ценах на цветные металлы, зарплаты шахтеров в этом районе Болгарии довольно низкие – около 400 евро, и это отнюдь не мотивирует молодых людей. «А экологические безумия этой отрасли промышленности в прошлом все еще стоят перед глазами людей», — говорит другой участник исследования Руслан Иорданов. Большой проблемой являются старые, но все еще действующие хвостохранилища.
«Хвостохранилище близ села Эрма-Река, рядом с городом Златоград, функционирует полвека. И, в сущности, отходы сбрасываются прямо в естественное корыто одноименной реки. Согласно нынешнему законодательству, оно вообще не должно существовать. Плохо положение и с хвостохранилищем близ Кырджали, которое находится всего в метрах ста от близких сел. До недавнего времени оно не было оборудовано системой фильтрации, и ветер свободно разносил пыль с хвостохранилища над домами. К несчастью, с другой стороны этих сел находится областная свалка. Большой проблемой являются и заброшенные государственные рудники, о которых никто не заботится. В результате реки в районах добычи руды постоянно загрязнены».
Несложно догадаться, что и проблемы со здоровьем у людей в этих районах серьезные, силикоз все еще не исчез.
В то же время поступают все новые и новые предложения об открытии новых шахт, а инвесторы – отечественные и зарубежные, готовы вложить миллиарды. Некоторые считают, что это место будет новым Клондайком. Другие, как представители болгаро-нидерландского проекта «Новое фракийское золото», делают ставку на сохранившуюся вне рудников прекрасную дикую природу, бесценный, по их мнению, ресурс для устойчивого туризма, основывающегося также на бьющихся ключом минеральных источниках и историческом прошлом легендарных гор. На один неисчерпаемый ресурс, в отличие от любых ископаемых.
Это мнение разделяет и Мариана Христова из Гражданской инициативы за запрет на добычу сланцевого газа. Она видит и промышленную альтернативу – утилизацию растущего объема электронных отходов, которые содержат большое количество ценных элементов.
«От утилизации одной тонны электронных отходов извлекаются около 20 грамм золота, это не считая примесей других ценных металлов, — говорит Мариана Христова. – А при разработке на тонну золотой руды приходится максимум 3-4 грамма этого металла. Кроме этого, болгарская золотая руда имеет самое высокое содержание мышьяка в мире, вместе с чилийской. Поэтому ее обработка возможна только цианидным методом. Не говоря об исключительно низких таксах за концессию месторождений, от которых государство почти не зарабатывает».
Туризм предлагает не только устойчивость во времени, но и обеспечивает более широкий спектр занятости для женщин в районе, которые сейчас допотопно эксплуатируются в имеющихся здесь небольших швейных цехах. Многие могли бы найти свое призвание и лучшее будущее в отельерстве, рестораторстве, экологическом сельском хозяйстве, местных ремеслах. Проблема та, что пока что экологический и культурный туризм в этих районах все еще делает свои первые шаги.
Автор Мария Димитрова-Пишо
Перевод Десиславы Ивановой
Оставьте комментарий!