Что означал пояс болгарина?
В фольклорных представлениях одежда воспринимается как двойник человека, который ее носит, поэтому она, как бы “впитывает” в себя символику соответствующих частей тела человека.
Пояс и ремень, естественно, соответствуют пояснице и области талии, – важной части тела, воспринимаемой, как слабое место, которое нужно беречь от застуживания и чрезмерной нагрузки, но которое также связанно с репродуктивными способностями человека, особенно мужчины. Оттуда и пословица: “Здоровая поясница – здоровая семья”. В символическом плане поясница – это середина, половина тела, которая связывает верхнюю часть туловища, означающую разум и духовность, и нижнюю, которая, в свою очередь, отвечает за плотские желания. Эти значения распространяются и на пояс, – он обладает способностью связывать, объединять противоположности. В женском теле, пояс относится и к животу, который рассматривается как утроба, лоно, источник женской плодовитости. Неслучайно пояс может означать и родственную связь – о людях из одного рода, говорят, что они “от одного пояса”.
Как часть одежды, пояс удерживает все остальные вещи, он опоясывает их, оформляя облик народного костюма. По канонам, пояс всегда хорошо затянут, а на конце пришпилена иголка. Так человек выглядит “подтянутым” – буквально запоясанным, а в переносном смысле – хорошо одетым, привлекательным. Если пояс не затянут хорошенько, то мужчина считается неряхой – неопрятным, некрасивым, достойным подтрунивания и презрения. Подобная одежда среди супругов может означать измену. Считается, что если у мужчины не затянут ремень, то его супруга заглядывается на других мужчин, а если женщина распустила свой фартук, значит, мужчина бегает за чужими юбками. Опять же негативный смысл имеют эпитеты “распоясанный” и “распущенный”, что означает отсутствие моральных устоев, часто в сексуальном плане.
Пояс, как знак нормы и меры, появляется и в легендах. Согласно некоторым текстам, Господь создал последовательно три пояса людей. Великаны и лилипуты оказались неуспешными, и лишь “средние” люди годились для жизни на Земле. Им Господь велел опоясывать себя посередине, чтобы помнить, что они – средние. Существует и представление о трех мирах, в которых живут люди различным образом запоясанными. Согласно легенде… на небе существует такой же мир, с такими же людьми, только вот там, опоясываются вокруг шеи. На Земле, где находится середина мира, люди завязывают пояса вокруг поясницы, а под землей находится другой, нижний, мир, где люди носят пояса на коленях.
Интересно отметить, что во многих краях Болгарии пояс называют греческим заимствованным словом “зуна” (“зона”), что также значит “небесная радуга”. С другой стороны, в некоторых диалектах сама радуга называется поясом. Аналогично, по всей вероятности, это идет от некоторых видов женских поясов, которые разрисованы поперечными цветными полосами, наподобие радуги. С другой стороны, радуга тоже сравнивается с поясом. Выражение “Господь кинул пояс” значит “есть радуга”. Существует представление, что радуга, — это змея, которая пьет воду из реки, а пояс, в свою очередь, тоже уподобляется змее, как, например, в загадке: “Вокруг бука – цветная змейка. Что это? Пояс”.
Оставьте комментарий!