Болгарские мишки смогут спать спокойно
В этом году, немногим более 500 бурых медведей, которые населяют болгарские горы, смогут спать спокойным зимним сном. По настоятельной просьбе Брюсселя, Болгария снова ввела полный запрет на отстрел медведей, объявленных охраняемым видом в Европе, где они почти исчезли. Cтрана среди немногих, где косолапые существуют не только в детских сказках и мультфильмах. Сожительство с крупным хищником, разумеется, нелегкая задача. В 2009 и 2010 годах зачастили нападения медведей на домашних животных, ульи и даже на людей, в основном в районе города Смолян.
Жители горных районов запаниковали, а вышеупомянутые инциденты тут же использовались охотничьим лобби в лице депутата правящей партии ГЕРБ Эмила Димитрова, который выступил за внесение поправок в Закон об охоте и охране дичи, который до тех пор соответствовал европейским директивам биоразнообразия. Не располагая серьезными научными доказательствами, депутаты приняли решение, согласно которому в Болгарии наблюдается сверхпопуляция медведей, а посему необходима ежегодная квота на отстрел от 3 до 8% от общей численности этих животных. С 2010 года, когда были приняты злосчастные изменения и по сегодняшний день, было издано разрешений на отстрел 41 медведя. На деле же убито около 20. Охота на медведей – трудная задача…
Европейская комиссия не одобрила это либеральное изменение в законе об охоте и в апреле 2012 года приступила к процедуре наказания Болгарии за несоблюдение европейского законодательства в сфере охраны биоразнообразия. Европейские эксперты возмутились и тем фактом, что медведь, один из самых ценных в Европе крупных хищников, официально был занесен в список охотничьих видов. Под давлением Брюсселя и во избежание серьезных финансовых санкций, болгарский парламент в конце минувшего года был вынужден убрать бурого медведя из этого списка. Соответствует европейскому законодательству и новое изменение в болгарском законе об охоте и охране дичи, которым предусмотрен отстрел экземпляров только в экстренных случаях, когда доказано сильно агрессивное поведение животного.
„Отстрел все еще остается как возможность, но только тогда, когда на это есть неоспоримые основания и, по-моему, это правильно, – говорит Александр Дуцов из Объединения охраны дикой природы „Балканы”, которое участвует в проекте по предотвращению конфликтов между человеком и медведем. – Речь идет о случаях, когда доказано, что отдельные индивиды подходят слишком близко к населенным местам, уничтожают домашних животных, ульи, фруктовые деревья или потеряли страх перед людьми, представляя угрозу их жизни”.
Экологи, однако, не удовлетворены тем фактом, что остается предложенная в предыдущем законе поправка, которая наделяет ответственностью за выдачу разрешений и их использование два министерства – охраны окружающей среды и сельского хозяйства, в подчинении которых находятся все лесные и охотничьи хозяйства. По их мнению, разделение приводит к искривлению в приложении разрешений на отстрел в экстренных случаях. Вместо уничтожения проблемных экземпляров, на практике, разрешение используются для отстрела трофейных животных. Цена трофея зависит от веса экземпляра и может достичь 20 тысяч евро.
„В большинстве случаев легальный отстрел медведей совершается просто – путем организованного охотничьего туризма, чаще всего иностранцами, – утверждает эксперт. – Стоит отметить, что все отстрелянные медведи в последние годы были взрослыми мужскими экземплярами, т.е. это самые большие звери, за которые дают больше всего трофейных точек. С другой стороны, выяснилось, что когда действительно есть проблема с медведем, то это, как правило, молодые медведи, которые два-три года как отлучились от матери, а посему все еще неопытны и более склонны на эксперименты.
Подтверждает это и произошедший недавно инцидент в районе Дряново, где медведь проник почти в центр села и украл поросенка. Тогда было издано разрешение на отстрел, но охотника, готового сделать это, не нашлось. Чтобы убить животное, создающее проблемы, необходимо долго за ним наблюдать, искать следы, выжидать в засаде… Вместо этого, на практике, разрешения используются для отстрела трофейных животных в охотничьих хозяйствах. Охотники в таких случаях находятся в безопасности, а косолапых подкармливают и они сами идут им в руки. А тем временем жители горных районов продолжают негодовать по поводу того, что есть медведи, которые нападают на их животных, ульи и даже на самих людей”.
В течение последних трех лет, ответственные институты и природоохранные неправительственные организации предприняли серьезные меры и ущерб, наносимый бурым медведем, сократился многократно. В районах, где эта проблема наиболее остра, была проведена разъяснительная и информационная компания. Только в Родопах было установлено более 200 электрических оград для охраны стад и ульев. Пастухам предоставили и 20 собак каракачанской породы. А наиболее пострадавшему Смолянскому району доставлены 20 контейнеров для отходов, с защитой от медведей, поскольку как выяснилось, открытые мусорные баки привлекают крупных хищников в села. Более десяти лет действует механизм компенсации ущерба, нанесенного бурым медведем хозяевам домашних животных и пасек. „Любопытно то, что компенсации выплачиваются Министерством охраны окружающей среды, а доходы от отстрела медведей забирает Агентство лесных ресурсов при министерстве сельского хозяйства”, – обратил внимание на этот парадокс Александр Дуцов.
Уже третий год Министерство охраны окружающей среды весной и осенью проводит мониторинг популяции бурого медведя в Болгарии. Хотя период этого мониторинга все еще не достаточно долог для объективной оценки, пока результаты говорят о стабильной и ни в коем случае не увеличивающейся популяции из 500 медведей. Т.е. оснований для ввода квоты на отстрел нет. Для более точного определения числа дважды в год собираются генетические данные, которые обрабатываются в лаборатории в Германии. Некоторые из результатов весьма интересны для экспертов.
„Мы хотели установить какова связь между популяциями Рило-Родопского горного массива и Центральных Балкан, которые более изолированы как из-за преграды Средней горы, а также из-за пролегающей магистрали Фракия и Подбалканской дороги. Мы не знали, существует ли связь между двумя популяциями. Пока первые данные показывают, что в Родопах есть медведи, которые летом проникают в Троянский Балкан, чтобы полакомиться сливами, а осенью возвращаются обратно”.
Последние результаты лаборатории в Германии ожидаются до конца января. Сразу после этого будет созвана Межведомственная комиссия по вопросам бурого медведя при Министерстве охраны окружающей среды, которая до конца февраля, самое позднее до начала марта, должна вынести окончательное решение по результатам мониторинга бурого медведя в прошлом году.
Автор Мария Димитрова-Пишо
Перевод Снежаны Никифоровой
Оставьте комментарий!