Жизнь монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы
Все началось с нескольких соток земли и фруктового сада, которые должны были содержать монашескую братию Жабленского монастыря, в юго-западной части Болгарии. Вначале монахи обрабатывали участок с яблонями вручную, обычными мотыгами. Медленно, но твердой рукой, они обрабатывали землю, которая отблагодарила их за усердие хорошим урожаем. Постепенно участок увеличивался, и сегодня на рынке можно увидеть большое разнообразие их продукции от клубники и черешни весной до абрикосов, груш, слив, персиков и картофеля осенью. На заработанные честным трудом деньги монахи отстроили новый монастырский комплекс с красивой церковью, которая возвышается над полями как защитница. Монастырь назван в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, будто возвещая о начале нового мира, вдохновленного чистой верой, христовым миром и Божием благословением.
„Во-первых, снова поздравляю всех христиан со светлым Христовым Воскресением! – начал свой рассказ о монастыре игумен отец Касиан. – Это событие преобразило мир в духовном смысле и дало новые перспективы и измерения жизни. Говоря о том, как возник наш монастырь, мы буквально вызвали обстоятельства непреклонной решимостью и детской верой. Именно наш монастырь является доказательством, что Бог существует и что Он не какая-то абстракция, потому что с Его помощью все получается. Действительно, когда в наше время речь идет о вере, часто имеется в виду какое-то суеверие или некие ритуалы, но не вера. Даже на таинства смотрят как-то формально, а люди постятся, чтобы похудеть. Нет той чистой, живительной веры раннего христианства. Мы пытаемся ее возродить, подражая нашим отцам, и храним ее такой, какой она была всегда в истории. И результаты налицо, а это исключительно важно и обнадеживающе в наше время, что можно что-то сделать одной верой”.
Полтора десятка монахов полны решимости и честно трудятся, иногда по 18 часов в сутки. Смирение и вера — секрет их успеха. Монахи не склоняют головы перед трудностями. А требования рынка неумолимы – люди желают, чтобы товар был очень привлекательным. И вот после нескольких неудачных попыток им удается привести свою продукцию к соответствующему виду, но не используя ядовитые химикаты, а удобрения животных, которых выращивают в своем хозяйстве.
„Мы не можем себе позволить травить людей, — категорически заявляет отец Касиан. – Для нас важнее всего их здоровье. Слава Богу, что теперь возобновляются экологически чистые формы земледелия и такая продукция ценится”.
„У нас даже есть рыбный питомник, где мы также не используем химических веществ. Слава Богу, живем на средства от производства. Что заработаем, тратим на материалы для строительства и т.д. Я отказался еще с самого начала от зарплаты. Тогда лично сказал патриарху Максиму, что если служу Господу, то хочу, чтобы это было бескорыстно, иначе теряется смысл. В Библии сказано, что мы должны зарабатывать свой хлеб трудом рук своих, а монах дает обет не иметь ничего своего. Действительно, эта авантюра, я бы сказал, на фоне материализма, который бытует в нашем сознании, с Божией помощью, дает хорошие результаты. К нам приходят такие обделенные люди, которых обожгли разные проблемы – они были обмануты и одурачены, и в какой-то момент свет зажегся в них. Нас мало, но, слава Богу, у нас и нет такой цели, одного монаха отсюда я не отдал бы за 50 из других монастырей. В этом смысле нас много”.
В их вере нет фанатизма, а стремление к пречистой жизни. По словам отца Касиана, когда стремишься соблюдать Божьи заповеди, все это излучается и отпечатывается на внешнем виде, в поведении, образе мыслей.
„В прошлом мы все грешны, кто больше, кто меньше. Никто не может похвастать совершенством, но нас отличает стремление и желание взаимного дополнения, взаимопомощи. Если кто-то из нас оступится, мы люди из плоти и искушения не обходят нас, то другие братья приходят на помощь. Существует единомыслие, а это очень важно. Прекрасно ощущать единомыслие, которое приходит изнутри, из источника чистой веры и любви к Богу и ближним. Некоторые называют нас фанатиками, старостильцами, еще как-то, но Бог нам помогает. Сейчас вокруг работают трактора, все прекрасно, живое и подлинное, природа пробуждается и это чудесный источник жизни. Нас упрекают, что мы обогащаемся за чужой счет. Мы сейчас „сеем” эти деньги, но никто этого не видит, а когда получается результат – восклицают: „Ах, здесь что-то не так”. Пожалуйста, пусть придут проверить, каков весь процесс”.
Братья в монастыре все люди образованные с одной или двумя специальностями. Сам отец Касиан по образованию геофизик, затем изучал и прикладную математику. После армии окончил специальность „Богословие” и решил посвятить себя монашеской жизни. В монастыре учился месить хлеб и подквашивать молоко.
„Я пас 35 коров, 150 овец и 70 коз. И каждое утро отвозил целую телегу бидонов с молоком. В какой-то момент побольше, чем местный колхоз. Мы производим всю гамму фруктов, овощей и зерновых. Известно, что этот край, Кюстендильская область, — настоящий сад. Мы производим и йогурт и все молочные продукты, разводим рыбу форель. Мясо мы не употребляем и у нас все, как было в старину в простом доме. Здесь люди производили так много всего. Даже великий художник Владимир Димитров-Майстора жил в доме моего деда и прадеда. Когда-то здесь ежегодно добывали по тонне винограда, сорта „болгар”, для Германии. Теперь же все запущено, а тогда люди своим трудом, в ручную, плугом, обрабатывали землю, чтобы иметь такую качественную продукцию. Я помню время, когда мимо нас проходил какой-нибудь сосед и говорил: „Ваши дыни поспели, пора собирать”. Теперь такого не бывает, их попросту украдут. Раньше дома не запирали, а теперь беда – закрытые дома грабят и людей убивают. Единственный выход из всего этого – возвращение к вере”, — подчеркнул в заключение отец Касиан.
Автор Дарина Григорова
Перевод Елены Дымовой
Оставьте комментарий!