Профессор Тимоти Райс посвятил фильм болгарскому фольклору
Фильм „Для души” – это рассказ о жизни болгарских народных музыкантов из семьи Варимезовых. Его режиссер – американский профессор этномузыкологии Тимоти Райс, который посвятил 40 лет своей жизни изучению, преподаванию и сохранению болгарского фольклора. „Болгарские народные танцы научили меня быть свободным”, – рассказывает профессор Райс на прекрасном болгарском языке, который, по его словам, он выучил, чтобы мог свободно общаться с бабушками в горных селах. Сегодня он преподает в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, и руководит Школой музыки имени Герба Алперта при нем, в которой работают многие болгарские исполнители народной музыки.
Впервые Тимоти Райс услышал неравнодольные ритмы болгарской музыки, будучи студентом в Йельском университете более 45 лет назад. Он случайно попал в клуб традиционных танцев балканских народов. Но сильнее всего его впечатлили болгарские, особенно – из Шопского края. В то время он хотел стать врачом, но с характерным чувством юмора сегодня он говорит: „Музыка увела меня в ошибочную сторону”. Тимоти Райс решил вернуться в Сиатл и обучаться этномузыкологии. По окончании первого курса он решил посетить Болгарию.
За лето он объездил почти всю страну, сделал записи в Шопском регионе, в районе гор Родопы, Добрудже и Фракии, чтобы узнать больше о болгарах и их традициях. Тогда впервые он увидел, как пожилые женщины снова становятся молодыми девушками, начиная танцевать традиционный болгарский народный танец – хоро. „Если бы я стал врачом, серьезным человеком, с точки зрения болгар я бы был „с узкой душой”, но когда я посетил вашу страну, познакомился с людьми, когда мы сели за стол, моя душа открылась и освободилась. Я нашел свое призвание”.
Самое длительное пребывание в Болгарии Тимоти Райса было 15-месячным – в 1972-73 гг., когда он прибыл сюда, чтобы написать диссертацию о двухголосом пении в Западной Болгарии. Затем он не возвращался сюда более 10 лет, но с середины 80-х гг. он регулярно бывает на своей второй родине.
„Моя научная работа всегда была очень тесно связана с болгарской народной музыкой. Я знаю понемногу о многом, так как преподаю фольклорную музыку со всего мира. Мне очень трудно ответить на вопрос, почему и чем болгарский фольклор отличается от остальных. С точностью могу сказать, что существует что-то типа „балканского стиля”, но яркие голоса болгарских народных певиц – специфические и уникальные. Болгарские народные инструменты встречаются и в других странах, но сочетание волынки, кавала, годулки, например, характерно только для Болгарии. Бесспорен и факт, что в Болгарии можно встретить самое большое разнообразие тактов и темпов танца”, – объясняет профессор Райс.
В 2008 году президент Болгарии Георги Пырванов наградил Тимоти Райса орденом Святых Кирилла и Мефодия за его исключительный вклад в популяризацию болгарского фольклора, культуры и искусства в мире. Сегодня профессор признается, что наблюдается снижение качества музыкантов в последние годы, но, несмотря на это, он оптимист относительно будущего. Его фильм доказывает это.
„Для души” – это реплика Теодоры Варимезовой, с которой мы как-то раз слушали по радио запись очень пожилого человека, народного певца, – говорит профессор Райс. – Тогда она сделала сравнение между певцами-самоучками из сел и исполнителями из школ в Широка-Лыка и Котел и академии в городе Пловдив, и сказала, что для нее эти молодые люди не могут спеть для души, потому что они не чувствуют музыку так, как певцы в селах – всей своей душой и сердцем”.
„Когда я был в Болгарии в 1972-73 гг. и писал свою диссертацию о двухголосом пении, я очень сильно хотел научиться играть на волынке или кавале. Мой научный руководитель из БАН Николай Кауфман решил познакомить меня с Костадином Варимезовым, который в те годы был волынщиком-солистом оркестра БНР, и я стал его студентом. Между нами наладилась чудесная связь. Я очень быстро понял, что это очень серьезный человек, мы шутили, что когда я стану профессором, я приглашу его ко мне преподавателем. Так и произошло – когда я начал обучать студентов в Торонто в 1978-79 гг., он приехал и пробыл здесь девять месяцев. После 1989 года многие болгарские музыканты, решившие переехать в США, останавливались у меня дома. В 2000 году в Лос-Анджелес приехал еще один музыкант из этой семьи – Иван Варимезов, который преподает там и до сих пор. В сущности, в фильме переплетаются две темы – история Болгарии через жизнь и судьбу одной семьи музыкантов, корни которых уходят в далекий 1878 год. И вторая тема – переселение, которое очень близко и нам, американцам. Когда человек переезжает с одного места на другое, он всегда теряет частицу себя, но у него появляется надежда на будущее, на то, что он найдет что-то новое и красивое и передаст его своим детям, тем, которые останутся за ним. Музыка слышна в каждый момент фильма, она – моя душа в истории”.
Фильм „Для души” был показан в Лос-Анджелесе в 2011 году на Фестивале Европейского кино с большим успехом, и получил очень теплую реакцию со стороны публики. Профессор Тимоти Райс уже обдумывает следующие фильмы на ту же тему – историю болгарских семей в США. „Я знаком с пятью болгарскими семьями профессиональных музыкантов, которые решили покинуть свою родину в поисках лучшей жизни для них и их детей. Их истории, как бы одинаковыми они ни выглядели, содержат в себе что-то специфическое, которое стоит уловить и сохранить для поколений”, – сказал профессор Тимоти Райс, пожелав себе и болгарам сохранить открытыми свои души, прекрасные связи между людьми и любовь к жизни.
Автор Весела Крыстева
Перевод Десиславы Ивановой
Оставьте комментарий!