Куклы олицетворяют волшебство
Человеческие страсти необъятны и невообразимо разнородны! Мы расскажем вам о не столь распространенном в Болгарии увлечении – коллекционировании кукол! Несколько дней назад в софийском арт-доме “Куклы” была открыта первая серия выставок из личной коллекции доцента Нелли Капраловой. Проект называется “В мире кукол”, а первая выставка под именем “Ревю” состоит из 100 кукол, одетых в платья конца XIX начала XX века или т.н. Прекрасной эпохи еще известной под наименованием “Белль эпок”.
“Для меня кукла – это мир красоты” – поделилась воспитанница французской гимназии в Софии. Доц. Капралова окончила Софийский университет Святого Климента Охрадского по специальности “Болгарская филология” и вот уже около 25 лет она работает в Институте болгарской литературы БАН. Она увлекается фольклористикой, этнологией и антропологией, и влюблена в Париж, где и берут истоки ее коллекционерская страсть. Началось все 15 лет назад у витрины кукольного магазина на эмблематической парижской улице Mouffetard. Там Нелли увидела красивую куклу и истинную француженку “Изабель” и просто влюбилась.
“Тогда я в первый раз увидела фарфоровые куклы, каких до тех пор не видела. Они произвели на меня сильное впечатление. Цены на новыe куклы в магазинах всегда были очень высокими, и долгое время это воздерживало меня от покупок. Эта кукла, однако, была очень красивой, а в этот день были скидки, и я не удержалась и купила ее. После этого я неощутимо для себя стала покупать и другие куклы. Когда преодолеваешь языковой барьер, преодолеваешь и коллекционерский – сам того не подозревая. В этом же 1997 г. я уехала на специализацию в Брюссель, где для меня открылся новый мир блошиных рынков.
А на этих рынках может быть исключительно интересно, и, как говорит Пеппи длинный чулок, настало время для поиска сокровищ. На этих рынках существует три вызова. Во-первых, никогда нельзя с точностью знать, кто что достал из чулана свой бабушки, и знает ли от истинную цену этого. Во-вторых, можно торговаться о цене. И, в-третьих, нужно принимать молниеносные решения, потому что если вы решите подождать и вернуться через некоторое время, “сокровища” может уже и не быть”.
Где бы в мире ни путешествовала Нелли, она всегда ищет кукол – на рынках, в комиссионных и антикварных магазинах. Она всегда выбирает их по выражению лица – если ей оно нравится, то сразу же покупает. “Сколь бы массовым ни было производство, когда куклы попадают в руки художника, всегда получается индивидуальное, различное выражение”, – объяснила доц. Капралова. У каждой куклы в ее коллекции – собственное имя, у некоторых оно уже есть при покупке, а других называет сама коллекционерка. С годами ее коллекция преумножается.
Сегодня в ней 2415 кукол со всего света. Не хватает только албанки, но Нелли верит, что и это скоро изменится. Большая часть ее мужских и женских кукол – это любительские коллекционерские экземпляры из Франции и Германии, которые являются традиционными производителями этих игрушек, а их одежда сделана вручную.
“Самую старую, насколько мне известно, куклу в моей коллекции зовут Марета, а произведена она в 1900 г. в Германии. Я купила ее в Праге пять лет назад. Одета кукла в богемное платье. Самая дорогая кукла в моей коллекции – это Мари-Анж. Она – ангел с прекрасными глазами, но в действительности ее покупка была финансовым безумием. Для меня это, скорее, вопрос страсти, преследования, поиска сокровищ. Конечно, можно сделать и невероятно выгодные покупки! Такое произошло со мной в Нанси, во Франции.
После обеда на одном из их любимых воскресных рынках я увидела на столике несколько кукол, одетых во французские национальные костюмы, очень высокого качества. Я приблизилась к продавщице и спросила, почем она их продает. Она сказала, что за 10 центов каждую, что мне показалось несерьезной ценой. Но женщина сказала, что у нее целый мешок таких, и что она может продать мне их всех. Я развернула мешок и увидела сокровище! Продавщица объяснила, что если я куплю все разом, то она готова уступить кукол за 3 евро. Я, конечно же, купила их, потому как это было невероятной находкой, к сожалению, единственной за последние 15 лет”.
По мнению доц. Капраловой, в Болгарии не существует кукольной культуры. Очень трудно разыскать и купить коллекционерские куклы, а единственным местом, где это может произойти, являются антикварные магазины. Она знает о других людях, которые разделяют ее страсть, но их не так много, и Нелли признается, что это провоцирует ее научное любопытство. “Думаю, следующей темой, о которой я буду писать, станут именно куклы, потому что кроме красоты они олицетворяют магический мир, волшебство, что-то древнее, и это действительно стоит исследовать”.
Автор Весела Крыстева
Перевод Александры Арбековой
Оставьте комментарий!