Как рождаются музыкальные инструменты
Автор Лина Иванова
Представьте себе такие музыкальные инструменты как фортепиано, скрипка, гитара… Описать, как они выглядят легко, не правда ли? А теперь попробуйте нарисовать в своем воображении двоянку, флейту, тамбур. Если вы не профессиональный музыкант, то наверняка затруднитесь.
Мы перечислили только несколько инструментов, благодаря которым в течение веков сохранилась богатая музыкальная традиция болгарского фольклора. Сегодня, например, можно услышать звуки свирели, вплетенные в современную интерпретацию джаза. Хорошим музыкантам не трудно находить гармонию между традицией и современностью. Каждому исполнителю, однако, важно располагать хорошим инструментом, найти своего „Страдивариуса”. Это относится как к скрипачам и пианистам, так и к тем, кто посвятил себя фольклорной музыке.
Пламен Петракиев является одним из мастеров, которые изготавливают аутентичные народные инструменты. Он родился в Плевене, но сегодня – один из немногих мастеров в Пловдиве. С детских лет начал играть в одном из детских музыкальных ансамблей в своем родном городе. Он выбрал ударный инструмент – барабан. И так было до тех пор, пока в родопском селе Широка-Лыка не открылось музыкальное училище народных песен и инструментов. Пламен – один из его первых выпускников. „Я поступил в училище в Широка-Лыка. Там начал играть и на другом народном инструменте – тамбуре, – рассказывает Пламен Петракиев. – По окончании средней школы, поступил в Пловдивскую музыкальную академию, где учился по классу тамбура. Позднее начал преподавать в училище Широка-Лыка, затем вернулся в Пловдив и остался здесь навсегда. В свое время мой отец изготовлял тамбуры. Я наблюдал за тем, как он работал, и это доставляло мне удовольствие. Я многому научился у него. Первые инструменты, которые начал делать сам, были тамбуры. Я делал их для себя, – признается Пламен. – Позднее стал заниматься профессионально их изготовлением и полностью посвятил себя этому ремеслу. Кроме тамбуров, мастерил и еще один греческий инструмент – бузуки. Затем пошли дудук, двоянка, свирель. Никто меня этому не учил. Я самоучка. Иногда я встречаюсь с другими мастерами для того, чтобы посмотреть, как работают они. Мне нравится делать инструменты, слушать, как они звучат. Это самое большое удовольствие для меня”.
По мнению Пламена Петракиева, для того чтобы стать хорошим мастером народных инструментов, необходимо уметь работать с деревом и быть музыкантом. Он углубляется еще дальше в историю своей семьи. Оказалось, что корни у любви к народной музыке в их семье очень глубоки: „Много лет тому назад мой дед играл на свирели. Он был одним из лучших музыкантов-флейтистов в своем родном селе. Играл на посиделках, свадьбах. Мне заказывают самые разные инструменты. У каждого профессионального музыканта, однако, свои требования. Разумеется, самое главное, чтобы инструмент был изготовлен качественно, обладал самым красивым звуком. Заказывают у меня инструменты и многие болгары, проживающие за границей, например, из Франции и Испании”.
Пламен Петракиев является членом Объединения мастеров художественных ремесел в Пловдиве. Приглашают его и на самые разные ремесленные выставки по всей стране. Повсюду он радуется теплому приему. Недавно у него родилась идея изготовить все народные инструменты в уменьшенном виде. Так появились миниатюрные флейты, волынки, тамбуры размером в 10-5 см. По первоначальному замыслу это должны были быть только сувениры. Позднее, однако, мастер стал делать их так, чтобы на них можно было играть. В данный момент вся его семья участвует в общем творческом процессе, связанном с народными ремеслами. Супруга Пламена занимается ткачеством. Она также шьет самые разные кожаные изделия. Из кожи мастерит и футляры для инструментов, а из шерсти – разноцветные бытовые сумки, которые очень нравятся иностранцам. Дочь и сын мастера изготавливают сувениры. Они представляют собой уменьшенного вида предметы, которыми в старину пользовались на селе и которые сегодня можно увидеть только в этнографических музеях. По мнению Пламена, и сегодня есть люди, которые хотят изготавливать народные музыкальные инструменты. Но для того чтобы стать мастером с „золотыми руками”, необходимо время, терпение и любовь к ремеслу и музыке.
Перевод Снежаны Никифоровой
14 декабря 2011 г.
Источник: BNR
Оставьте комментарий!