Рассказ о реальной истории из Пловдива
Мне хочется поделиться одной историей. Она запала в память. Я показывала своим друзья Пловдив в сентябре. У нас были большие планы. День подходил к концу, мы уже здорово устали. Шли от старого античного театра к спуску на центральные улицы. Просто плелись. Хотелось отдохнуть. И вдруг нас остановила такая фраза – как приятно слышать русскую речь! Так неожиданно. И сказана она была так искренно, с каким-то восторгом. На скамеечке сидел очень пожилой мужчина. Суховатый, седой. С длинными волосами, собранными в хвост. В общем-то, приятной наружности. Конечно же, мы стали расспрашивать, кто он, как попал в Пловдив, откуда знает русский. Наш разговор затянулся на час, а, может, и больше.
Оказалось, этот мужчина – внук русского казака во время гражданской войны попавшего в Болгарию. Не по тому, что он мечтал поменять родину. Понятно, что так случалось в те времена со многими. Он нам начал рассказывать трагическую историю русского казачества, частью которой был его родной дед. Нас поразило, как он хорошо ее знает, как хорошо говорит по-русски, как любит Россию, хотя он не родился там. Еще он говорил о своем деде со стороны матери, о том, что тот когда-то в молодости катал на лодке царя Бориса III, служил ему. Но его убили много лет спустя за то, что в его чайной, которую он открыл, собирались прогрессивные люди. Мы задавали разные вопросы, и он с удовольствием нам рассказывал о том, о чем мы просто никогда не слышали. Словом, за короткое время нам открылась целая жизнь. И, было видно, что и ему очень хотелось кому-то это все рассказать.
Но, надо уже было расставаться. Рано утром мы уезжали, хотелось еще немного походить по центральным улицам, найти местечко для ужина. И жалко было уходить. Мужчина вызвался нам что-то показать. Но ходил он очень медленно – перенес инсульт. И, все-таки немного проводил. Мы попрощались, сказали друг другу какие-то добрые слова. Потом я оглянулась, он понуро возвращался к своей скамейке. Этот образ до сих пор стоит в глазах. Очень пожалели, что не узнали его адреса. Постеснялись, у нас сейчас не принято спрашивать адрес, вторгаться в личную жизнь.
Сейчас думаю, что такие встречи не бывают случайными. Он передал нам свое знание. Это такой слабый огонек, который надо хранить. Жаль, что совсем ничего не знаю о русском казачестве. А его рассказы уже немного спутались в памяти, осталось только яркое облако впечатления.
Галина Герасимова
Оставьте комментарий!