Знакомьтесь: болгарский предприниматель
Болгарские предприниматели образованы, но в целом конкурентоспособность болгарских малых и средних предприятий не является высокой. Можно предположить, что ситуация в секторе обусловлена и недостаточно хорошей организацией обучения предпринимательской деятельности в стране.
По данным исследования “Предпринимательство и частный бизнес в Болгарии” в 2011 году предприниматели распределялись по следующим возрастным категориям:
В период с 1997 по 2011 год наблюдается устойчивая тенденция сокращения относительной доли предпринимателей в возрасте до 30 лет (с 13% до 5%), а также в возрасте от 31 года до 40 лет (с 35% до 25%). В то же самое время увеличилась относительная доля предпринимателей в возрасте от 51 года до 60 лет (с 14% до 28%) и в возрасте старше 60 лет (с 3 до 9%).
В период с 1991 по 2011 год зарегистрировано и существенное изменение в соотношении предпринимателей мужского и женского пола. Относительная доля предпринимателей мужского пола продолжает сокращаться в период с 1991 по 2011 год — с 79% до 55%. В 2011 году относительная доля женщин почти сравнялась с относительной долей мужчин — 45%. Большинство компаний, принадлежащих предпринимателям женского пола, созданы после 2001 года в форме частной собственности и с болгарским участием.
Предприниматели женского пола
Болгария не является исключением из общей европейской тенденции: меньше женщин начинают свой бизнес по сравнению с мужчинами и меньше женщин имеют намерение начать бизнес.
— Образование: высшее или среднее специальное
— Секторы: розничная торговля, услуги
— Возраст: от 35 до 64 лет
— Преобладают предприятия малого масштаба (до 10 человек)
— Средний возраст персонала: от 28 до 54 лет
— Инвестиции в новые технологии
— Финансирование за счет личных сбережений
— 65.5% компаний имеют постоянный доступ в Интернет
— 11% имеют корпоративный сайт
— Приоритетные направления: внутренний и европейский рынок
Предпрниматели-экспортеры
Преобладающий возраст предпринимателей, чьи компании экспортируют продукцию, составляет от 45 до 54 лет. 46% предпринимателей, занимающихся экспортом, попадают в эту возрастную категорию. Другой характеристикой этих предпринимателей является более высокий уровень образования — 74% предпринимателей, занимающихся экспортом продукции, имеют высшее образование, в то время как относительная доля предпринимателей с высшим образованием, которые никогда не выходили на зарубежные рынки, составляет 46%. Преобладает относительная доля женщин — 8.8% предпринимателей женского пола занимались экспортом продукции, а относительная доля экспортеров среди мужчин составляет 6.5%.
Большинство молодых предпринимателей оценивают пользу государственного стимулирования в области экспорта. 35% предпринимателей в возрасте до 35 лет считают, что это должно быть приоритетом государства, в то время как относительная доля более пожилых предпринимателей составляет менее 30%. В качестве экспортного направления предприниматели в возрасте до 44 лет ориентируются на рынок в соседних странах и ЕС. Предприниматели в возрасте старше 45 лет считают намного более перспективным рынок ЕС, чем в странах региона. Восточный рынок (СНГ и Азия) считают перспективным в основном предприниматели в возрасте от 45 до 54 лет, но он представляет слабый интерес для более молодых предпринимателей.
По данным проведенного анкетирования для предпринимателей с высшим образованием самым перспективным является европейский рынок — 9.5%. 5.8% предпринимателей предпочитают рынок в соседних странах, а 3.7% — в странах СНГ и Азии.
В большинстве случаев предприниматели владеют английским или русским языком. Экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью более характерен для молодых предпринимателей. 61% предпринимателей, занимающихся экспортом продукции с высокой добавленной стоимостью, попадают в возрастную группу до 44 лет. В эту же возрастную категорию попадают 47% предпринимателей, занимающихся преимущественно экспортом товаров с низкой добавленной стоимостью.
Преобладает относительная доля предпринимателей с высшим образованием в числе экспортеров продукции с высокой добавленной стоимостью. В числе предпринимателей, занимающихся экспортом товаров с высокой добавленной стоимостью, преобладает относительная доля мужчин, а в плане экспорта товаров с низкой добавленной стоимостью — относительная доля женщин. Такое же соотношение зарегистрировано в числе предпринимателей, которые внедрили международные стандарты в своих компаниях.
В целом, в этих компаниях преобладает относительная доля высокообразованных и более молодых предпринимателей. Аналогичным является и профиль предпринимателей, которые внедрили новые технологии в своих компаниях. Это преимущественно молодые предприниматели — в возрасте до 44 лет (60%) и с высоким уровнем образования (75%). Больше предпринимателей мужского пола, нежели женского, ответили, что используют иностранный опыт в области менеджмента и торговли.
Разработкой краткосрочного бизнес-плана чаще всего занимаются молодые предприниматели с высшим образованием. Исследования в целях позиционирования на иностранных рынках проводят все возрастные группы предпринимателей в возрасте до 55 лет — в среднем 24%. В числе предпринимателей старше 55 лет относительная доля составляет 20%. Исследование иностранных рынков чаще всего проводят предприниматели с высоким уровнем образования.
Оставьте комментарий!