За равный доступ к образованию
За последние десять лет в болгарском среднем образовании оформились два серьезных разрыва. Во-первых, наметилась огромная разница между средним уровнем образованности болгарских школьников и их сверстников из других европейских государств. По уровню языковой и математической грамотности 15-летние болгары отстают от своих иностранных ровесников заметно – приблизительно на два года. Не менее тревожен факт, что 41% юных болгар не готовы к успешному социальному развитию, так как уровень их знаний ниже образовательного порога. Второй разрыв возник между достижениями немногих успешных учеников, которые прославляют нашу страну, завоевывая призы на международных соревнованиях, и остальной огромной части школьников, которая с трудом осваивает учебный материал.
В основу этих разрывов легли социально-экономические различия в положении их семей, а также их место проживания, что особенно касается небольших населенных пунктов Болгарии. Так, например, если в Софии всего лишь 23% школьников показали результаты ниже минимальной грамотности, то для болгарских сел этот показатель достиг 78%. Что касается отличников, то 80% из них происходят из семей с высоким материальным и культурным статусом. Всего лишь 2% добились высоких успехов, несмотря на неблагоприятные социальные и семейные условия. Таковы выводы, сделанные неправительственной организацией “Вместе на урок” на основании базы анализов результатов болгарских учеников, достигнутых в рамках международного исследования PISA 2009.
Часть возможных решений проблемы с обеспечением качественного образования каждому юному болгарину были представлены на международной конференции, которую организация “Вместе на урок” организовала совместно с фондом “Форбс – Болгария” при поддержке Европейской комиссии. На ней замминистра образования Милена Дамянова подчеркнула недавно принятые шаги в целях улучшения учебных результатов болгарских школьников. Это присоединение пятилетних детей к дошкольной подготовке, введение целодневного обучения, развитие предпринимательства в школах, изменения в условиях проведения внешней оценки и единых государственных экзаменов, новые учебные программы.
Со своей стороны, председатель Болгарской хозяйственной палаты Божидар Данев указал, что болгарская образовательная система должна искать и воспитывать лидеров, применять больше современных инновационных методов и технологических средств обучения. По его мнению, очень важно наладить преемственность между отдельными фазами обучения будущих участников рынка труда и разрушить ныне существующие препятствия. Божидар Данев также призвал к введению системы внешней оценки, как учеников, так и преподавателей, и к созданию рейтинговой системы средних учебных заведений на основе реализации их воспитанников. Все участники конференции, среди которых лидеры из разных сфер общества, объединились вокруг мнения, что ведущую роль, бесспорно, необходимо возложить на учителей. Вот что рассказал о работе форума программный директор неправительственной организации “Вместе на урок” Траян Траянов.
“Основной фактор в образовании это, бесспорно, учитель и поэтому исключительно важно, чтобы все происходящее в системе образования поддерживало повышение качества преподавания. Это означает также применение хороших практик при подборе преподавателей, т.е, что профессия учителя должна стать престижной и привлекательной для молодых людей. Для того, чтобы они могли добиваться лучших результатов школьников, учителя также должны получить соответствующую хорошую подготовку. Им необходимо предоставить привлекательные условия для карьерного развития с тем, чтобы они были заинтересованы развиваться в профессиональном отношении. Точно так же, как обстоят дела с любым молодым специалистом, начинающим работу в частной фирме. Очень важны также принципы оценки школ и их директоров, которые обязательно должны учитывать прогресс, достигаемый их воспитанниками”.
Что касается предстоящих мероприятий, обсужденных на конференции, то 5500 учителей пройдут обучение работы в мультиэтнической среде. Другой курс обучения предусмотрен для преподавателей, работающих с детьми со специальными образовательными потребностями. Это будет способствовать сокращению разницы в результатах между школьниками разных социальных слоев, подчеркнула Анелия Андреева, директор Национального института обучения и квалификации в сфере образования. Со своей стороны главный секретарь Министерства образования и науки Красимир Вылчев отметит тот факт, что, благодаря европейским средствам, к системе образования направляется увеличенный финансовый ресурс. Он, однако, пояснил следующее. “Налицо все более убедительные доказательства тому, что лишь увеличением предоставляемых средств нельзя добиться серьезных результатов. Есть другие государства, бюджет которых на ученика в среднем не более высок, чем в Болгарии, но добиваются они заметно более высоких результатов. Проблема, прежде всего, связана с недостаточной эффективностью расходования средств. Только, к примеру, могу указать, что болгарские учителя уделяют в среднем 27 дней в год на дополнительную квалификацию, при среднем для стран-членов Организации экономического сотрудничества показателе 16 дней. Т.е. болгарские преподаватели проводят на 11 дней больше в повышении своей квалификации, но конечные результаты их работы остаются неудовлетворительными. Вот почему необходимо думать, прежде всего, об эффективности всех мер, принимаемых в системе образования”.
Автор Румяна Цветкова
Перевод Вили Балтаджияна
Оставьте комментарий!