Болгария в ТОП-5 направлений для вакцинного туризма из России: для кого?
23/02/2022 – 20:48

В каких случаях иностранцы могут вакцинироваться в Болгарии?

Хорватия, Сербия, Турция, Болгария и Греция входят в ТОП-5 направлений для вакцинного туризма в России. Об этом сообщает Ассоциация российских туроператоров (АТОР). Интерес российских граждан к вакцинации …

Читать целиком »
Новости

Путешествия

Экономика

Общество

Наука и культура

Люди

Недвижимость

Туризм

Традиции

Государство

Главная » Общество

В самые жаркие летние дни с неба падает сам Божий огонь

Загружено 13/07/2011 – 12:36

Автор: Румяна Панайотова

Современное глобальное потепление климата несколько сместило дни летней жары в Болгарии. Но в народной памяти сохранилось воспоминание, что самые жаркие дни приходились на середину месяца июля. Кульминацию летней жары болгары называют “горештници”, три дня с самым жарким солнцем – с 15 по 17 июля. В некоторых районах этими днями считают 17, 18 и 19 июля, из-за местных климатических особенностей. В оба варианта, однако, включен день, посвященный Святой Марине – 17 июля, которую болгары почитают, как владелицу огня. Народное поверье гласит, что в этот день с неба падает сам Божий огонь. Корни этого верования, вероятно можно обнаружить в стихийно возникающих пожарах в засохших от жары полях. Вот почему во время самых жарких летних дней нельзя косить траву и жать пшеничные поля.

Согласно поверью, скошенная в этот день солома самовоспламенится. Подобная участь ожидает и человека, который не соблюдет обрядовый запрет на жатву в самые жаркие дни. В селах рассказывается множество случаев о людях, которые работали на своих полях в эти дни. А затем собранное сено и пшеница самовоспламенялись и сгорали. Надеясь предохранить себя и урожай от таких пожаров, болгары восприняли и ряд других обрядовых запретов. В самые жаркие летние дни нельзя совершать земледельческие работы, связанные с сухой травой и полями. Нельзя перевозить снопы скошенной травы, и даже нельзя использовать телеги.

Бытует верование, что небесный огонь – солнце – раскалится еще больше, если будет зажжен огонь в домашнем очаге. Обычной практикой в Болгарии было, чтобы в очаге тлели раскаленные угли. Это было знаком, что в доме течет жизнь, так как угасший очаг – символ гибели семьи. На даже эти раскаленные угли гасили когда-то во время самых жарких дней, чтобы не увеличивать силу небесного огня. Обычай совсем объясним и прагматичен, но очевидно в нем хранятся и следы древнего культа к огню.

Верование, что в самые жаркие дни с неба падает сам Божий огонь, воплотилось в еще один обычай – обновление огня в домашнем очаге. Это совершалось при помощи специального ритуала. Болгары считали, что погашенный до этого огонь был уже старым и обессиленным постоянным горением. Поэтому новый огонь, который будет зажжен в силу обряда, должен быть заряжен новой силой, поэтому его называют “молодой”, “живой” огонь, т.е., несущий обновительное начало, новую жизненность дому и семье. Этот новый заряд энергии получали при помощи множества специальных обрядовых ритуалов получения нового огня. Его добывали самым древним, первичным способом – трением деревянных палочек. Но палочки должны были быть взяты от двух деревьев-близнецов, т.е., выросших из одного корня. Исполнителями самого обряда тоже должны были быть мужчины-близнецы. И когда они зажигали обрядовый новый, живой огонь, каждая хозяйка брала уголек и несла в дом, чтобы обновить огонь в своем очаге.

В некоторых селах существовал обычай разжигать из нового огня большой костер на центральной площади села. И когда костер разгорался, все мужчины перепрыгивали через него. Они верили, что это принесет им здоровье. Считалось, что каждый, кого коснется пламя костра, станет неприкосновенным для болезней.

Существует еще один обычай, связанный с солнечной силой в самые жаркие дни лета. Бытует верование, что в этот момент термальные источники получают наибольшую целебную силу. Поэтому было необходимо в эти дни окунуться в минеральную воду. Считается, что это обрядовое купание предохраняет от болезней весь год. И хотя Болгария богата теплыми минеральными источниками, есть районы, где люди верят, что важнее ритуальное ночное купание. Этнологи толкуют эти ночные купания в праздник Святой Марины как свидетельство, что христианская святая наследила древнюю Бендиду – богиню-мать древних фракийцев, предшественников болгар.

Самые жаркие дни летом – 15, 16 и 17 июля связаны с целым рядом сродных огненных праздников, которые начинаются еще в последний день июня – Павлов день. За ними идет праздник Святого Илии, связанный с летними молниями и громом, затем праздник Огненной Марии. Все они связаны обрядовыми запретами на разжигание огня, работу на поле или на другие действия, которые, согласно народным верованиям, предохраняют от летних пожаров.

Перевод Десиславы Ивановой

13 июля 2011 г.

Источник: www.bnr.bg

Запись закрыта для комментариев.