Особенность болгарских выступлений
В последние несколько лет рассерженные граждане выходили на улицы в США, Египте, России, Испании, Бразилии, Турции и Болгарии, требуя не просто смены правительства, но и новых принципов управления.
Несмотря на то, что у событий в этих странах много общего, в истории глобального протестного движения Болгарии отведена особая роль, пишет журналист The Guardian Иван Крыстев.
Дело в том, что Болгария — это классический пример всех изъянов демократии и в то же время наглядное доказательство превосходства этой политической системы, считает автор.
В феврале 2013 года 100 тыс. болгар вышли на улицы в знак протеста против бедности, безработицы, коррупции и роста цен на электроэнергию, и правоцентристское правительство Бойко Борисова было вынуждено уйти в отставку, восстанавливает хронологию событий Крыстев. Теперь об отставке пора задуматься коалиционному правительству, сформированному Болгарской социалистической партией и партией этнических турок.
История последнего политического кризиса незамысловата, как сюжет голливудского фильма с маленьким бюджетом, говорится в статье. Все началось 14 июня, когда правительство назначило Деляна Пеевски, «медиамагната с сомнительными связями», председателем Госагентства по национальной безопасности. Через считанные часы после известия тысячи людей вышли на акции протеста с требованиями его отставки. Пеевский подал в отставку, но этого протестующим показалось мало, и они стали требовать отставки правительства.
С тех пор каждый вечер в Софии проходят митинги с требованием досрочных выборов, продолжает Крыстев. Правительство тем временем решило делать вид, что ничего не происходит, ожидая, что протесты утихнут сами собой.
Что нового можно узнать о «революции глобального среднего класса» на основе болгарского опыта? — размышляет автор. Во-первых, выходящая на улицы 40 дней подряд толпа демонстрантов впечатляет иностранных корреспондентов, но не действующее правительство. Во-вторых, в век социальных сетей городской средний класс может оказаться в политической изоляции, если не установит связь с другими социальными группами. В-третьих, готовность властей применить силу пропорциональна уровню общественной поддержки протестующих.
Наконец, главный урок, извлеченный из февральских событий в Болгарии, заключается в том, что митингами можно изменить что угодно, но не то, как избиратели проголосуют, подчеркивает Крастев: если в ходе протестов не появится альтернативная повестка, они так и останутся проходящими эпизодами между политическими кризисами.
Протесты в Болгарии уникальны еще и тем, какую позицию по отношению к ним занял Брюссель и другие европейские столицы: вопреки своим бюрократическим инстинктам, в Болгарии ЕС встал на сторону демонстрантов, а не на сторону элит, сообщается в публикации.
Оставьте комментарий!