За что нам друг друга любить?
Мы продолжаем обсуждать тему русофилии и русофобии в Болгарии с преподавателем Софийского университета, историком, проф. Искрой Баевой. В первой части был рассмотрен период с Освобождения Болгарии от турецкого владычества до начала Второй мировой войны, а теперь проследим историю этих явлений вплоть до наших дней.
Во Вторую Мировую войну Болгария вступила на стороне стран Оси. Однако хотя в начальный период наша страна и была союзницей Третьего рейха, от активных действий, в частности, от отправки войск на Восточный фронт, уклонялась. Болгарские власти оправдывались перед Гитлером русофильскими настроениями в народе. Они объясняли, что народ любит Россию, поэтому насильственное вовлечение Болгарии в союзы и блоки против нее, едва ли увенчаются успехом.
После Второй Мировой войны русофильство в Болгарии – господствующая тенденция. Приобщение нашей страны к системе, которую навязал СССР, сблизило экономики и политическую жизнь почти до полного слияния. Очень интенсивно развивались контакты в областях культуры, образования и науки двух государств.
Однако в последние десятилетия социализма в болгарском обществе появились новые настроения. Какие?
«С течением времени, чем больше лет проходило в этом 45-летнем периоде, тем все больше в болгарах накапливалась критичность к Советскому союзу, по-моему, совершенно необоснованно, – говорит проф. Баева. – Но это вопрос пропаганды. Все зависело от политической стабильности и веры в правление коммунистической партии. Чем больше оно ослабевало, тем больше его массированная пропаганда становилась неэффективной. Болгары начали сомневаться как в намерениях, так и в силе СССР. Наша страна стала постепенно поворачиваться к Западу, все больше болгар получало возможность отправляться за границу. Там они видели внешний облик Запада, капитализма. А он очень привлекателен и красив, что наводило на мысль о том, что мы попали в более „плохую“ часть мира. Да, советские товары прочнее, стабильнее, но не так красивы и не так эффектно упакованы – пестрота и красота привлекала. Так, по экономическим причинам, зародился и весьма распространился критицизм”.
Но ведь за пропагандой социалистического периода многое оставалось скрытым. Что скрывалось?
„Скрытой осталась огромная экономическая помощь, которую Советский союз оказывал Болгарии. Мы обеспечили себе сравнительно стабильную жизнь благодаря советским кредитам, которые Болгария возвращала или с очень низкими процентами, или, в конечном счете, они и вовсе списывались. В этом то и была разница между реальностью и общественным сознанием”.
За периодом повышенной общественной критичности к СССР, последовали большие перемены. В начале перехода к демократии в Болгарии появились новые политические силы, проповедующие антикоммунизм, который шел в связке с русофобией. Проф. Баева считает, что именно тогда зародилась радикальная русофобия, отличавшаяся от русофобии начала ХХ века своей интенсивностью, так как в новые времена она уже располагала поддержкой западных государств.
С приходом демократических перемен внешнеполитическими приоритетами Болгарии становятся членство в ЕС и НАТО. В это время СССР переживает очень тяжелые внутриполитические сотрясения, а в 1991 году распадается. Его наследница – Россия – остается в периферии. По словам проф. Баевой, в эти годы Россия не проявляет интереса к Болгарии, а Болгария занята своей переориентацией на Запад. Но, как известно, все течет, все меняется.
Каковы характерные черты и тенденции этого периода в истории русофилии и русофобии Болгарии?
„В конце этого периода оформилась другая тенденция. Во-первых, политическая и, во-вторых, – экономическая. Согласно политической, правые силы – русофобские, а левые – русофильские. Экономическая же тенденция показала, что чем больше Болгария дистанцируется от Российской Федерации, тем больше увеличивается ее зависимость. С одной стороны, резко сокращается экспорт болгарских товаров в Россию, а с другой – Болгария все острее нуждается в энергетических поставках. Так был создан огромный внешнеторговый дисбаланс в наших отношениях с Россией. Только в начале ХХ века, с приходом правительства Симеона Сакскобурготтского, отношения нормализуются. Он был человеком, который сказал: мы должны смотреть на Запад, но не должны забывать своих старых союзников”.
Ну а какова ситуация сегодня? Можно ли говорить о новом этапе в противостоянии русофильства и русофобии?
„Сегодня очень ясно можно проследить русофобство. Русофобство как политическое, так и экономическое против всех проектов, связанных с Россией. В первую очередь против энергетических – АЭС „Белене”, газопровод Бургас-Александруполис, газопровод „Южный поток”. Как известно, из всех этих крупных проектов остался только „Южный поток”, но и у него есть оппоненты. Вместе с тем наблюдается процесс возрождения русского языка, особенно в среднем образовании. Своим студентам я пытаюсь объяснить, что знание русского языка очень высоко ценится в мире. А нам, болгарам, изучать его легче, ведь это славянский язык.
Поскольку я преподаю также и на юридическом факультете историю международных отношений, то могу вас уверить, что в последние годы, когда рассматриваются вопросы, затрагивающие Россию, в аудитории наступает тишина, и студенты проявляют повышенный интерес. Намного больший, нежели когда заходит речь о США или другой западной стране. Быть может это так, потому что последние 24 года мы слишком фокусировались на Западе и теперь есть интерес к чему-то иному”.
От каких ошибок хотела бы предостеречь проф. Баева современных политиков?
„Мне кажется, что эмоции – плохой советчик в болгарской политике, а они всегда превалировали. И русофилия, и русофобия мешают принятию рациональных решений. Я считаю, что русофильство не должно быть политическим, его превращение в политическое движение, скорее, вредит. Не надо говорить, что мы в любом случае будем с Россией. Отношение к России должно быть глубинным, культурным, литературным.
По сути, отношения между нашими странами не могут быть равноправными, потому как Болгария небольшая страна, Болгария бедна ресурсами, а Россия богата. Наши государства должны развивать взаимовыгодные отношения. На политическом уровне они должны быть рациональными. А эмоции давайте оставим лучше нашим народам”, – сказала проф. Баева и дополнила, что полностью одобряет народное русофильство болгар, которое основывается на общих моментах в истории, на благодарности болгарского народа за освобождение, на близости культур.
Ну и последний вопрос. Какие аргументы приведет русофил и русофоб, отвечая на вопрос, почему он симпатизирует или, соответственно, не питает теплых чувств к России?
„Мне легче ответить насчет русофоба. Он выдвинет аргумент, что Россия всегда была империей. Она демонстрирует имперское поведение по отношению к другим государствам, пытается за их счет нажиться, беспрекословно навязывает свою волю и последний аргумент, что это недемократическое государство, а мы относимся к демократическим. Все эти доводы могут быть оспорены, даже последний, о демократии, поскольку с формальной точки зрения в России демократия. Есть политический плюрализм, есть выборы, есть парламент, все это есть. Другой вопрос форма, за которую ее обвиняют, но тот же упрек можно отправить и в адрес ряда других государств. Это российская специфика и не дело болгарских русофобов определять, какой должна быть форма правления в России.
Что же касается русофила, то его доводы прямо противоположные. Он считает, что от России мы имеем только пользу – в экономическом и геополитическом отношении, что это единственное государство, которое может защитить наши интересы, что Россия – православная страна и при поднимающем голову радикальном исламе, она может быть нашей защитницей. Но самый важный аргумент, как мне кажется, это близость наших стран. Близость, которая дана нам по рождению, это и близость языков, и близость культур, и в большей степени одинаковое мировидение. Обычные болгары и русские имеют много общего и это сразу видно по контактам и отношению, с которым сталкиваются россияне, приезжая к нам”.
Оставьте комментарий!