Турки в Болгарии: болезненное прошлое отступает перед мудростью мирной совместной жизни
С распространением национализма в ХІХ веке стала утверждаться идея, что национальное государство и этническая однородность – фактор, который способствует прогрессу. Спустя два века, по крайней мере, в западном мире, это мнение было пересмотрено и сегодня все большее предпочтение отдают культурному многообразию. Знание других, сосуществование разных этнических общин и взаимообмен между культурами ценится все выше и считается богатством, важным ресурсом и реальным преимуществом.
После Освобождения от османского ига, достигнутого ценой продолжительной упорной борьбы, Болгария унаследовала от империи значительное этническое разнообразие: в крупных городах жили греки, евреи и армяне; отдельные районы страны были населены валахами или болгарами-мусульманами; цыгане регулярно покидали свои районы проживания, обособленные в городах, обходя села и предлагая свои изделия и услуги. Все же и тогда, и теперь, турки представляют наиболее многочисленную после болгарской этническую группу в стране.
Согласно данным последней переписи населения в Болгарии, проведенной в 2011 году, 588 318 человек или 8,8% всего населения заявили о своей турецкой национальности. Разумеется, к этому необходимы некоторые пояснения. Во-первых, ответ на вопрос об этнической принадлежности не был обязательным. Во-вторых, 18 975 человек или 3,2% из тех, кто указал свою турецкую национальность, отметили болгарский язык в качестве родного. Кроме того, не стоит упускать из вида обстоятельство, что некоторая часть цыган в Болгарии предпочитает представлять себя как турки (другая их часть идентифицируется с болгарами). Почти 2/3 турецкого населения в Болгарии обитает в северо-восточной части страны и Кырджалийской области.
Отношения между болгарами и турками имеют долгую и сложную историю. В Османской империи, как и в других средневековых мусульманских странах, подданные христиане платили более высокие налоги, да и были лишены политических прав. Турки, которые остались жить в Болгарии после ее освобождения, сначала страдали от попыток отмщения, а затем несколько раз от неразумной политики правительств. Самый тяжелый кризис разразился в 80-е годы ХХ века, когда коммунистический режим пытался „стереть” с этнической карты турецкое население в стране, заставляя людей менять имена на болгарские и запрещая использование турецкого языка. Кульминация этого кризиса наступила в 1989 году с принудительным выселением из страны более 300 тысяч человек, что стало одной из основных причин падения коммунистического режима.
Несмотря на это, повседневная жизнь в городах и селах со смешанным населением продолжала подчиняться установленному в течение веков образу сожительства и общения, основанному на взаимном уважении, которому удалось пережить конфликтные ситуации, вызванные центрами власти, все равно, находились ли они в Болгарии или, как это было в прошлом, в османском государстве.
Суть сосуществования населения разного этнического происхождения и религии состоит в разумном управлении прозрачностью границ двух общин – например, мусульманские праздники разделяют и христиане, и наоборот. В то же время эти границы достаточно устойчивы, чтобы сохранилась самостоятельность каждой из общин и стабильность ее культуры. Может прозвучать парадоксально, но небольшое число смешанных браков – один из факторов, способствующих мирному сожительству.
У турок в Болгарии во все времена были свои представители в Народном собрании (парламенте). После начала демократических преобразований в стране в 1989 году была основана партия, которая защищает интересы этой группы болгарских граждан. С 2005 года этнические турки занимают один или более постов в составе болгарского правительства.
Уровень образования турецкого населения сравнительно невысокий. Но не будем забывать, что большая часть болгарских турок с высшим образованием выбирает работать в Турции и, в основном, в Стамбуле, где их труд оценивается значительно выше. Еще один парадокс в истории турок в Болгарии представляет тот факт, что государственная поддержка культуры на турецком языке – школ, публикации книг, газет и журналов, театра – была самой мощной также в период управления коммунистической партии, но на более раннем этапе – в 50-е и 60-е годы. Сегодня в Болгарии выходят журналы на турецком языке, а желающие дети могут изучать его в государственных школах.
Важная особенность турецкой общины в Болгарии в том, что она не едина в религиозном отношении. Внутри нее обособлена группа алевитов, которые исповедуют особый вариант суфизма, мистическую разновидность ислама, в значительной степени под влиянием шиизма. Алевиты не посещают мечети, а собираются в домах своих духовных лидеров, где проводятся их церемонии, включающие музыку, песни и ритуальные танцы, чья цель – достижение экстаза.
Присутствие турецкого населения в Болгарии и его культурное наследие, ценные архитектурные памятники османской эпохи, сохранившиеся по сей день, представляют богатство для Болгарии, мост, который связывает страну с Востоком, и напоминанием, что зная других, лучше познаешь себя.
Автор Божидар Алексиев
Перевод Елены Дымовой
Источник: BNR
Оставьте комментарий!