Славянский атомный скандал в еврозоне
Правительство Болгарии еще в марте официально приостановило крупнейший энергетический проект страны — строительство АЭС «Белене», которое вела российская компания «Атомстройэкспорт». Но вот год завершается, а черта под этим делом, принявшим скандальный оборот, еще не подведена, и партнеры вместо новогодних поздравлений готовят друг другу новые судебные иски.
Между тем, АЭС «Белене» могла бы уже жить, работать и вливать обильные электрические потоки в болгарскую национальную энергосистему (работает же прекрасно китайская родственница и сверстница АЭС «Тяньвань»!) Крушение столь крупного проекта, как АЭС «Белене», — событие, несомненно, шокирующее, драматическое в мировой практике международного сотрудничества. Бывает, конечно, что некие форс-мажорные обстоятельства ставят крест на той или иной затее, и тогда партнеры избирают путь разумных, цивилизованных договоренностей, идут на уступки, достигают консенсуса.
Но случай с АЭС «Белене», как очевидно, другой, несчастный, и масса накопленной нервозности, взаимных претензий уже критична и переходит в отрицательное качество. Впереди — парижский Международный арбитраж. Только представить себе, Россия и Болгария – судятся! Громко, на весь мир. Воистину от любви до ненависти – один шаг. Кто-то переживает, а кто-то «ручки потирает». В нашем мире на то, чтобы свалить конкурента — не только экономического, по и политического, — с иезуитским старанием трудятся целые мозговые центры. Проект АЭС «Белене», как очевидно, — плод их удачи.
Соглашение об этой атомной новостройке было достигнуто еще в 2006 году, но скреплять подписями рабочий контракт болгары не торопились, дело ничем так и не завершилось. Это был нездоровый симптом, но прозрение россиян не уловило его. Теперь вот проект остановлен. Однако он успел зайти довольно далеко – «Атомстройэкспорт» потратил серьезные суммы на заказ необходимого оборудования. По правилам строительства, все шаги должны быть синхронизированы – готовится площадка, возводится корпус здания, а параллельно изготавливается оборудование. Уже готов корпус реактора, лежат на складах гидроемкости систем охлаждения, компенсаторы давления парогенераторы и др. Эти части будущей АЭС уже даже приняты совместной российско-болгарской комиссией.
Эксперты считали, что кризис в этом деле преодолен. Западные инвесторы (сербы, французы и др.) начали покупать акции — это было одно из требований Еврокомиссии, сдерживающее проект, и оно было выполнено. Другим требованием стала смена инвестиционного консультанта — вместо «Париба» был избран солидный банк HCBS. Даже софийский профессор Анастас Тасев, прогнозы которого, всегда были верны, считал, что «точка невозврата» пройдена, и проект «Белене» состоится. На этот раз, он, видимо, ошибся.
В той ситуации, которая сложилась, подрядчик (Россия) совершенно справедливо требует от заказчика (Болгарии) неустойку за сорванную сделку, и это — круглая сумма, укладывается в миллиард евро. А в Софии разводит руками: нет, мол, денег, мы — беднейшая страна Евросоюза, взять с нас нечего. Однако времена другие. Не советские. Рассчитываться придется, если Болгарии дорога партнерская репутация.
Кто виноват во все этих перипетиях? Непосвященному в детали беленской истории трудно указывать пальцем на кого-то конкретно (арбитражный суд вынесет свой вердикт). Но есть нечто такое, что бросалось в глаза всем следившим за развитием проекта «Белене» — экспертам, аналитикам, журналистам, отмечавшим отсутствие воли у болгарских властей, нетвердость руки, принимающей решения. Или это — растерянность перед масштабом проекта, реализация которого будет блестяще служить будущему? Однако стране нечем жить сегодня, и поэтому завтрашний день ее кормчих мало волнует.
Болгарское правительство «тянуло резину», как говорят русские, с самого зарождения проекта, не решаясь определиться в главном — нужен вообще он вообще или нет? Это сомнение имело почти гамлетовский масштаб: «склониться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье?». Ударом судьбы вполне уверенно можно назвать требование Евросоюза, куда была приглашена Болгария, «купить входной билет», а именно — закрыть действующую АЭС «Козлодуй». Первой реакцией болгар был шок: как можно убить «козу-кормилицу»?
…У Болгарии много моря, роз, помидоров, живописного перца, и всё это, худо-бедно, веками приносило народу скромный кусок хлеба. Но в прошлом веке, 20-м, советском, «русские братья» дали понять, что качество жизни может быть другим, за счет высоких технологий. В милом местечке Козлодуй на дунайском берегу в дар болгарскому народу была построена гигантская АЭС, шестиблочная, фактически — три типовых АЭС «в одном флаконе». Цена этого сверхщедрого подарка исчислялась многими миллиардами долларов.
Физико-технические вузы Москвы и Ленинграда взрастили и кадры — всю болгарскую атомную элиту. Конечно, делалось это бескорыстно, ради братства, из ментального ощущения единого праматеринского славянского корня ну, и, конечно, во имя социалистической солидарности. Так, обращаясь к образам известной притчи, Болгария «получила не рыбу, а роскошную «золотую сеть», чтобы «ловить рыбу» самостоятельно. Страна «роз, помидоров и горошка» обрела новый статус — обладательницы мирных атомных технологий, что подняло ее рейтинг на новую высоту.
Болгария зарабатывала на АЭС «Козлодуй» немалые деньги: мощности двух реакторов вполне хватало для энергообеспечения страны, остальная генерируемая энергия шла на экспорт — грекам, румынам и другим соседям. Болгария была залита светом, национальный бюджет благодатно наполнялся доходами от атомного электричества. Но вот история в очередной раз встряхнула евразийский континент (а с ним — весь мир). Распалась советская держава. Однако никуда не девалось вековое ядро России. «Бараки бывшего соцлагеря», как называли страны-сателлиты СССР, вырвались на свободу и, открестившись от России, бросились в объятья Евросоюза, как в лоно земли обетованной. Было много надежд и ожиданий, но сегодня, надо понимать, их букет пожух. Был «соцЛАГЕРЬ» — стала «евроЗОНА». Понятия родственные. Только в первом случае были и широкие советские жесты (такие, как АЭС «Козлодуй»), но от прагматичной Европы едва ли что получишь «за красивые глаза».
Болгарам было предложено расстаться с АЭС «Козлодуй», потому что реакторы, мол, чернобыльские, опасные. Однако эти оценки — только эмоции политиков, а профессионалы атомной энергетики придерживаются другого мнения. «Почему я должен убить свою любимую, здоровую собаку?» — вопрошал зал, заполненный российскими журналистами, бывший директор «Козлодуя» Иван Иванов. Профессионалы-ядерщики понимали, что некомпетентно проецировать чернобыльскую трагедию на все реакторы типа РБК, которые в ту начальную пору развития атомной энергетики устанавливались на возводимых АЭС. Не в реакторах было дело (многие из них и до сих пор успешно работают), а в людях, в «человеческом факторе», что ясно сформулировали официальные комиссии инспекторов МАГАТЭ.
Боитесь чернобыльских реакторов? Мы вам можем построить новую АЭС, с инновационными решениями вопроса безопасности, достоинство которых признано МАГАТЭ, предложили российские специалисты. Болгары поддались искушению иметь на своей земле новую современную атомную станцию и объявили тендер. В условиях жесткой конкуренции компания «Атомстройэкспорт» выиграла конкурс.
Но оказалось, что сама по себе победа мало что значила. Болгария вошла в Евросоюз, и начался дополнительный, очень педантичный и придирчивый контроль за проектом «Белене» со стороны структур ЕС, которые тестировали его широко и жестко, применяя европейские стандарты. Но и это испытание российские специалисты достойно выдержали. Они боролись за проект, и все необходимые «о’кеи» были получены.
Казалось бы, что еще надо? Игру вели не только технари, но и теневые политические фигуры. Ничто, конечно, не афишировалось, но и без того всё было ясно: не хочет Евросоюз благословлять реализацию российских проектов на своем пространстве, он не приветствует сотрудничества молодых членов «своей семьи» с Россией, пусть даже демократической, которая всё равно остается великой державой, сильным соперником как на политическом подиуме, так и на пространстве мирового рынка.
Итак, у АЭС «Козлодуй» беспричинно, волей Евросоюза, были секвестированы четыре блока (два других оставлены на прокорм), а инновационный проект АЭС «Белене» остановлен. Софийские власти говорят, что диалог еще продолжается. Но о чем говорить, когда отличная атомная идея фактически абортирована, и можно обсуждать только трагедию «Белене» как скандального атомного выкидыша.
Болгария отказывается от престижной энергетической профессии, от того уровня, на который ее поднял мирный атом, некогда полученный из русских рук. Все больше эта красивая, солнечная страна возвращается к имиджу страны сельскохозяйственной, к образу курортной эконом-зоны, распродающей из бедности свои куски.
Автор Любовь Георгиевская
Оставьте комментарий!