Оборот криминальной экономики в Болгарии превысил 1 млрд 750 млн евро
Следуй за деньгами. Таков основной принцип борьбы с мафией и коррупцией в высших эшелонах власти в цивилизованных странах. Даже и великий Аль Капоне, после долгой борьбы властей с его империей, был арестован из-за ревизора, обнаружившего, что гангстер не платил налоги. Сегодня организованная преступность не допускает таких элементарных ошибок, так как на них работает огромное количество „белых воротничков”.
Годовой оборот мафии в Болгарии составляет 1 млрд 750 млн евро, что составляет около 5% от ВВП страны или в три раза больше бюджета МВД. Это видно из данных Центра исследования демократии (ЦИД). Организованная преступность в стране хорошо зарабатывает на проституции, наркотиках, преступлениях, связанных с возмещением НДС, нелегальном рынке сигарет и горючего.
Только от проституции заграницей болгарская мафия получает прибыль более 600 млн евро в год. „За восемь лет болгарский сутенёр в Нидерландах заработал около 4 млн евро только от одной проститутки”, — комментировал тему министр внутренних дел нашей страны Цветан Цветанов. Каждый месяц в Интернете публикуется почти 1200 объявлений, предлагающих секс за деньги. Один сутенёр держит 2-3 проституток, но существуют и организованные группы.
Особо опасна корпоративная преступность, известная как олигархия. Незаконное возмещение НДС – один из самых масштабных видов преступлений, оно занимает второе место в доходах мафии. Убытки для государства восходят к 500 миллионам евро в год. Акции налоговых служб и полицейских в последнее время охладили желание „белых воротничков” быстрой прибыли, и „удары” в этой сфере уменьшились.
Наиболее быстро растущий рынок в нашей стране – это рынок нелегальных сигарет без бандероли, а его потребители составляют около полмиллиона человек. В прошлом году таможенники и полицейские задержали в 27 раз больше нелегальных сигарет по сравнению с 2009 годом. Доходы от контрабанды алкоголя и сигарет в год равняются 235 млн евро, а от наркотиков – свыше 175 млн евро. В этом бизнесе существует перераспределение, так как большинство распространителей наркотиков уже ориентируются к бизнесу с сигаретами, где прибыль выше, а санкции – не столь строгие.
Большую часть преступных сетей в Болгарии контролируют легальные бизнес-структуры. Это облегчает отмывание денег.
„70-80% членов организованных преступных групп или лидеров владеют полностью легальным бизнесом – кафе, большой компанией или недвижимостью, – отмечает Тихомир Безлов из Центра исследования демократии. – Разумеется, средства должны быть легализированы каким-то образом, но я бы сказал, что это – и инвестиция на тот момент, когда они захотят спокойной жизни. Это очень частая стратегия – когда они уходят с черных, криминальных рынков и начинают соблюдать правила”.
Дон Корлеоне превратился в символ мафии в мире, а Италия продолжает возглавлять рейтинг организованной преступности в мире. Какова ситуация в Восточной Европе и в Болгарии?
„Это спорный момент, так как здесь теневой бизнес и олигархия сливаются с классической организованной преступностью, связанной с наркотиками, трафиком людей, контрабандой и т.д., – говорит Тихомир Безлов. – В Восточной Европе группы, связанные с крупными компаниями, совершающими мошенничества, т.е., „белые воротнички”, не связываются с организованной преступностью, в случае речь идет о мошенничестве. Но когда мы говорим об олигархах и крупных компаниях, как и о лицах, которые ими владеют, вопрос встает очень остро. На меня произвело впечатление то, что, согласно общественному мнению в Чехии, организованная преступность имеет самое сильное влияние на коррупцию. Балтика тоже очень интересное место. Например, Латвия и Литва находятся в подобной Болгарии ситуации, что касается незаконных сигарет. Через обе страны проходят большие каналы к Западной Европе”.
Проникновение организованной преступности в легальную экономику значительно больше из Западной Европы. Как нужно бороться с мафией? Может быть, следуя за деньгами – они приведут к источнику, прибыли, инвестициям, оплаченным налогам?
„Да, деньги – это хороший инструмент, – соглашается Тихомир Безлов. – Проблема в том, что чтобы обнаружить деньги организованной преступности, нужны высококвалифицированные кадры, а они очень высокооплачиваемые. Таких специалистов в государственной администрации совсем немного. Я считаю, что ситуация в Национальном агентстве по доходам улучшается, там работают хорошо обученные специалисты. Их использование в подобных операциях – вопрос политического желания”.
Автор Таня Харизанова
Перевод Десиславы Ивановой
Оставьте комментарий!