В Болгарии почитают целителя и чудотворца Спиридона
Святой Спиридон, память которого почитают в Болгарии 12 декабря, жил в ІV веке на острове Кипр. С малолетства был пастухом, и как сказано в его житии, был “нравом прост, смирен сердцем и благ по жизни”. Достигнув совершеннолетия, женился, но вскоре овдовел и полностью предался службе своим ближним – давал пищу бедным и сиротам, а странникам кров. Господь открыл ему дар целительства разных болезней чудесным образом и к нему отовсюду стали сходиться страждущие.
Слава Спиридона разнеслась, и во время правления императора Константина он был назначен епископом города Тримифунта на острове Кипр. Несмотря на свой высокий сан, Спиридон сохранил скромность и смирение – продолжал помогать ближним, работать вместе с простыми людьми в поле и носить свою большую пастушью палку и любимую шапку, плетенную из ивовых прутьев. В этой плетеной шапке его стали изображать и на иконах – она стала его отличительным атрибутом, тем более что само его имя означает “круглая плетеная корзина”.
Святого Спиридона глубоко чтили на болгарских землях, особенно в регионе гор Родопы и в южной части Болгарии. Согласно традиционным представлениям, он защищает людей от кожной сыпи, прыщей и ран, называемых в народе струпья. Поэтому в праздник святого Спиридона 12 декабря женщины замешивали и раздавали особые обрядовые хлеба в пожелание здоровья.
В районе города Асеновград распространено верование, что святой Спиридон исцеляет заболевания уха. Местная легенда повествует о том, как он явился однажды во сне человеку, который страдал от болей в ушах и наказал ему посетить часовню святого Спиридона, смочить ватку в лампадке у его иконы и вытереть ею уши. Человек исполнил наказ святого и выздоровел. Поэтому те, у кого есть подобные проблемы, и по сей день ищут помощи в асеновградской часовне, посвященной святому Спиридону.
Святой Спиридон в народных представлениях болгар не только целитель, но также ремесленник и покровитель ремесел. Вероятно, это связано с одним апокрифным эпизодом его жития. Будучи епископом, Спиридон участвовал в І Вселенском соборе. Тогда была осуждена арианская ересь, которая не признавала идеи триединого Бога. Другие епископы, зная, что святой не изучал наук, попытались держать его в стороне от споров, чтобы он не высказался неуместно.
Спиридон, однако, поступил неожиданно для всех – вместо того, чтобы приводить аргументы, совершил чудо: взял одну черепицу и сжал ее так, что из нее на землю потекла вода, а к небу вознесся огонь. В руке же осталась горсть земли. Так святой наглядно показал неверующим, что означает единство святой Троицы. Из-за этого момента его жития, святой в народной среде считается патроном черепичников, гончаров, кирпичников, медников, то есть людей, которые используют в своей работе огонь или глину, а также ремесленников вообще.
Многочисленные легенды описывают чудотворства святого Спиридона как ремесленника. Говорят, что именно он первым попытался изготовить глиняный сосуд. Долго мучился, но без успеха, потому что глина прилипала к рукам. Он расплакался и слезы потекли на глину, тогда он понял, что для работы на гончарном круге, необходима вода. Так он изготовил первый сосуд и обжег его – поэтому святой Спиридон считается покровителем гончаров.
По другой легенде святой Спиридон долго мучился вылудить сделанный им казан, а дьявол злорадно наблюдал за ним. Когда же его обманули, что Спиридону это удалось, невольно выдал себя, спросив: “Кто сказал ему использовать нашатырь?” Так люди узнали тайну лужения: для лучшего покрытия, его надо смешать с нашатырем.
В некоторых районах Болгарии св. Спиридона почитают как сапожника и покровителя сапожников. Рассказывают, что однажды он остановился на ночлег в одном трактире по дороге на собор. Ночью коварные спутники отрезали голову его мулу, чтобы помешать ему добраться до места. Святой же вернул голову животному и оживил его. После произошедшего чуда враги святого Спиридона раскаялись и просили прощения. Образ святого Спиридона как сапожника претворен и в прекрасном рассказе Елина Пелина “Глаза святого Спиридона”.
Молодой мастер был искушен видом изящной женской ножки в прозрачном чулке, когда ему надо было снять мерки для обуви. Чтобы спастись от искушения, праведник сам выколол себе глаза, но соблазнительная картина продолжала его преследовать в воспоминаниях, и он понял, что искушение не в глазах, а в душе. Тронутый его страданиями, Господь вернул ему зрение, а люди признали мастера святым.
Автор Вихра Баева
Перевод Елены Дымовой
Оставьте комментарий!