У американцев сегодня день сурка, а у болгар — петуха
В Болгарии 2 февраля – народный праздник «Петльовден», «День петуха», уходящий корнями еще в дохристианские традиции: по мнению некоторых исследователей, это был языческий праздник ловцов и пчеловодов, когда юноши проходили обряд инициации и становились полноценными членами мужского братства.
К празднику прибирают и заново белят дом, надевают праздничные одежды. На сам праздник – или очень рано утром, или вечером — режут петуха, которого специально к этому дню откармливают или покупают на рынке. Кровью птицы мажут лица мальчиков, живущих в доме, ограду, и проводят черту перед порогом, а голову насаживают на забор клювом наружу.
Из петуха варят праздничную еду с рисом или булгуром, или деляют яхнию (тушат куски птицы в большом количестве луково-томатного соуса) и хозяин потчует ею родню. Считается, что эта еда, а также специальный пирог, выпекаемый к празднику, увеличивает мужскую силу и плодовитость.
Иногда в селе делают своего рода «праздничное знамя», украшенное петушиными перьями, красными нитками (которые на Балканах символизируют мужскую силу) и цветами. В городах, понятно, этот церемониал сводится к поздравлению мужчин (и особенно – мальчиков и юношей) с пожеланиями мужского здоровья, и к трапезе, где главное блюдо — из курятины.
Но почему именно петух? «В основе мифологического образа петуха его связь с солнцем. Как и солнце, петух «отсчитывает» время («первые петухи, «третьи петухи», до «петухов» и т. п.). Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение петуха с его солнечной, огненной природой. В древнерусском «Слове некого христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «…коуры ръжють; и огневи молят же ся, зовущие его сварожичьмь (древнерусское «куръ» — «петух»)» (В.Д.Гладкий «Славянский мир I – XVI века». М.2001.С.478).
Замечательная «солнечная» птица петух мыслился «дважды рождённым», о чём мы узнаём из восточнославянских загадок:
«Родился, переродился, не крестился, а мы ему веруем» (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том третий. М.1995. С. 550).
«Два разы рождаетца, сам не христитца, а чорт (его) боитца» (Могилёвская обл., «Славянские древности…» С.29).
«Дважды родился, не разу не крестился, сам пел, а умер – не отпели» (В.Д.Гладкий «Славянский мир I – XVI века». М.2001.С.478).
Справедливости ради отметим, что «дважды» рождаются все птицы, сначала в виде «неразумного» яйца, потом в виде более совершенного птенца, многие птицы хорошо поют, многие восхитительно красивы. Однако только петух пением отсчитывает ВРЕМЯ суток.
Оставьте комментарий!