На Игнаждень начинается переход к новому году
Автор Албена Безовска
Согласно болгарскому традиционному календарю, с Игнаждня (20 декабря) начинается переход к новому году. Этот день полон запретов, ритуальных действий и гаданий.
20 декабря Православная церковь чествует память священномученика Игнатия Богоносца. Согласно преданию, Игнатий – тот ребенок, о котором рассказывается в Евангелии от Матфея, где описан спор между апостолами. Препирались они о том, кто больше в Царстве Небесном. Чтобы дать им урок, Иисус Христос призвал ребенка и сказал: „… если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном… И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает…”. Согласно легенде, этот ребенок вырос и стал Игнатием Антиохийским, впоследствии великим слугой Церкви, крупным писателем и, наконец, мучеником за Христа. Игнатию было дано имя Теофорос, в русской православной церкви его называют Игнатием Богоносцем.
Многие условности, связанные с религиозным смыслом праздника, проникли и в фольклорные практики. Но с точностью можно сказать, что народные обычаи намного древнее церковных. Языческие корни Игнаждня просуществовали в течение веков – в день зимнего солнцестояния (22 декабря) рождается новое солнце, Молодой бог. Поэтому и смысл всего ритуального цикла – подготовка и встреча его появления.
С незапамятных времен для болгар это время года связано с важными практиками и верой, что в эти дни могут быть привлечены добрые силы. Магия действия и бездействия, прикосновения, благопожелания и благословения – все это вплетено в ритуалы на Игнаждень. Самым важным в этот день было то, кто первым войдет в дом. Так называемый обычай „полазване” характерен для всех областей Болгарии. Отсюда пришло и еще одно наименование праздника – Поляз или Полязовдень.
Если первый человек, вошедший в дом, находился в добром здравии, имел дружную семью, был зажиточным и заботливым хозяином, все его качества превращались в благословение для хозяев дома. Поэтому более предусмотрительные не оставляли все в руках судьбы. Еще до праздника они договаривались с каким-нибудь специальным для них человеком, которого встречали первым на Игнаждень в своем доме.
Войдя в дом, этот человек сначала должен был подойти к очагу – там, согласно народным верованиям, живет дух-покровитель семьи. В некоторых районах Северной Болгарии считалось большой удачей, если первым посетителем была здоровая беременная женщина. Независимо от пола и возраста, „полазник” должен был быть буквально осыпан дарами – пшеницей, ячменем и сушеными фруктами. В некоторых селах страны в дар он получал новую рубашку и носки. Хозяева угощали гостя, а он, со своей стороны, благословлял их.
На Игнаждень действует и еще одно важное поверье – нельзя давать денег взаймы. Это связано с другими обычаями сохранения благополучия и изобилия. Когда-то было запрещено выносить из дома любые предметы, еду, орудия труда. А каждый, кто выходил из дома, возвращаясь, должен был быть с „полными руками”. Обычно болгары вносили немного соломы и клали ее за дверью – этот ритуал связан с верованием, что таким образом куры будут здоровыми и будут нестись весь год.
„Замучилась Божья Мать от Игнаждня до Рождества” – так начинаются многие народные песни. Согласно народным верованиям, родильные муки Богородицы начались именно на Игнаждень – 20 декабря. Поэтому женщины в этот день не работали, а яства приготавливались в канун праздника. Запрет на работу, однако, не распространялся на другой обычай – „бережение закваски”. В некоторых местах страны женщины приготавливали специальную смесь из муки и лекарственных трав. Закваску берегли до Василовдня – 1 января.
Болгары верили, что хлеб, замешанный на ней, имеет магическую силу. Если же какой-то мужчина решал „сойти с верного пути”, жена приготавливала ему хлеб на этой закваске, и все вставало на свои места. Отведав этого хлеба, мужчину будет привлекать только женщина, замесившая его, как верили болгары. Молодые девушки тоже использовали чудотворную силу „береженной закваски”, чтобы завоевать сердце своего избранника.
Иными были мужские обязанности на Игнаждень. Тогда предводитель колядующих собирал у себя в доме мужчин, которые на Рождество начнут ритуальный обход домов. С Игнаждня они начинали припоминать многочисленные песни-благопожелания, передавали их молодым парням, которым предстояло колядовать впервые.
На Игнаждень приходится и первый ужин, во время которого трапезу кадили ладаном, а на стол ставили только постную еду. Согласно болгарским традициям, священник кадил ладаном только на большие праздники, когда трапеза была одновременно праздничной и поминальной, когда все на столе было дарами предкам, благодарностью высшим силам, а у стола собирались только самые близкие люди.
Перевод Десиславы Ивановой
20 декабря 2011 г.
Источник: BNR
Оставьте комментарий!