Болгария в ТОП-5 направлений для вакцинного туризма из России: для кого?
23/02/2022 – 20:48

В каких случаях иностранцы могут вакцинироваться в Болгарии?

Хорватия, Сербия, Турция, Болгария и Греция входят в ТОП-5 направлений для вакцинного туризма в России. Об этом сообщает Ассоциация российских туроператоров (АТОР). Интерес российских граждан к вакцинации …

Читать целиком »
Новости

Путешествия

Экономика

Общество

Наука и культура

Люди

Недвижимость

Туризм

Традиции

Государство

Главная » Праздники

„До рассвета, в святые зорьки”

Загружено 03/07/2012 – 12:03

В болгарской мифологии ночь воспринимается как магическая пора. Она является покровительницей гадателей и целителей. В ее власти зачатие и рождение новой жизни. Тогда появляются сверхъестественные создания, которые выходят только после захода солнца. В нашем фольклоре есть разные обрядовые практики, исполняемые ночью и сопровождаемые танцами. О некоторых из них мы вам расскажем в сегодняшней передаче.

„Святыми зорями” называет народ время уже освященного неба до восхода солнца. Благословенный миг рождения света напоминает о сотворении, о божественной природе земного мира. День  это время для труда, шума и движения, для празднования. Это период царства жизни. А ночь это символ покоя, но также и зла, время вредительства и колдовства. В народе это время суток считается „злой, глухой порой”, „потайным временем”.
Тогда на дороги и во поле выходят нечистые силы, вокруг мельниц витают русалки и ворожеи. Лесные русалки исполняют свои дурманящие, обворожительные танцы.
В этом месте мы послушаем как Костадин Гугов споет нам песню „Петухи поют”.
Как и день делится на утро, полдень, перед заходом солнца, так и ночь имеет несколько различных фаз – перед полуночью, после полуночи, на рассвете. После полуночи природными часами, отсчитывающими разные этапы, является кукареканье петухов. Не случайно в народе петухов называют звездочетами ночей, говоря, что поют первые, вторые, третьи петухи. Подобно церковным колоколам, призывающим на праздники богомольцев на вечернюю молитву, полунощницу и утреню, именно пение петухов указывает, для какого обрядового действия пришло время.

С разными моментами ночью связаны и различные этапы ночных ритуалов, которыми некогда встречали важные даты природного цикла. А сопровождающие их танцы исходят из самых древних пластов человеческой культуры. Они насыщены верой в то, что движение и энергия, которые они создают, очистят ночь, чтобы трансформировать темноту в свет. Потому очень важно, чтобы танцы не прерывались, продолжались часами, иногда всю ночь. Бдение, бессонное состояние участников ритуала является условием его успешного проведения.

Один из наиболее распространенных ночных танцев исполняется на новолуние или „новый месяц”. Хоро начинали отплясывать за полночь, еще с появлением „молодого месяца”. Во многих местах страны его отплясывают только юные девушки и потому, согласно обычаям, хорошо им иметь в руке ломоть хлеба или монетку.

Парни, со своей стороны, высоко подпрыгивая, трижды выкрикивали: „Месяц, месяц, ты высокий, а я еще выше!” Существовала практика отплясывать хоро вокруг сосуда с водой, в котором видно отражение ночного светила. Обычай этот связан с культом к Луне и влиянием ее фаз на различные этапы сельскохозяйственного труда. А также с господством Луны над женской природой.

Сразу после захода солнца начинается танец на раскаленных углях участников ритуала огнехождения в ночь на христианский праздник святого Константина Великого и его матери святой Елены, разрешивших проповедовать христианскую веру в Римской империи. Происходит это в ночь на 3 июня, когда почитаются святые по старому стилю.
Посреди заката разжигаются сирные костры в ночь на Сырное заговенье. В отдельных поселках в неделю между Мясопустом и Масленицей девушки выходили ночью на открытую поляну. Повернувшись на восток, они начинали распевать специальные песни с добрачной тематикой, символически зазывая парней. Выжидали их прихода и вместе начинали танцевать хоро, называемое «Лес». Таким образом встречали весну и пробуждение леса.

В ночь на Ивана-Купалу, 24 июня, также отплясывается хоро. Перед этим проходит ритуал принесения „молчаливой воды”, т.е. при полном молчании. Девушки тоже в полной тишине танцуют вечернее хоро вокруг этих медных котлов с водой, в которую окунают свои кольца и букетики цветов, чтобы поутру гадать о своем брачном будущем.
Подобные предсказания делаются для целого рода или деревни, а также относительно плодородия полей и виноградников.

Одним из самых интересных ночных танцев является хоро при ритуале „хранение кваса”. Он описан в нескольких селах Северной Болгарии и связан с производством нового кваса. Сам обычай исполняется ночью, будучи частью зимнего празднично-обрядового цикла. Собираются молодые девушки, невестки и женщины, знающие толк в лекарственных травах, магии и целительстве. Девушки месят тесто, стоя спиной к посудине, а пожилые женщины добавляют таинственные травы, стертую кору деревьев, пыль углей. В течение всей ночи одна из женщин бережет квас, а остальные танцуют вокруг нее хоро. Ритуал повторяется 12 ночей в 12 разных домах. Но такое таинственное хоро отплясывается только трижды – в День святого Игнатия Богоносца, на Рождество и в день Василия Блаженного, совпадающего в Болгарии с 1 января.
Ночью проводится обычай добычи огня, тоже в сопровождении ритуального хоро. Во мраке ночи исполняются танцы преследования и изгнания змеев и злых сил, когда наводится или разрушается порча, проводятся лечебные так называемые русалийские игры.

На смену ночи всегда приходит день, о чем вещает появление солнца.

Автор Албена Безовска

Перевод Петра Григорьева

BNR

Оставьте комментарий!

Оставьте ваш комментарий или trackback со своего сайта. Вы можете подписаться на новые комментарии через RSS.

Придерживайтесь темы записи. Никакого спама!