Болгарский сочельник
В праздничном календаре болгар уже много веков существует ряд знаменательных дат, которые по традиции всегда собирали всю семью вместе. Эти праздники присутствуют во все времена года, как будто бы напомнить нам, как важно не терять связь со своими близкими и родственниками. Именины, семейно-родовые встречи, сельские праздники – все это ожидаемые и любимые поводы, чтобы собраться вокруг праздничного стола.
Среди всех этих дней мы с особой радостью и вниманием подготавливаем Сочельник – праздник, имеющий тысячелетнюю историю на болгарских землях. О древних обрядах и современных традициях в этот день мы расскажем вам в сегодняшней передаче.
Рождество – самый значимый праздник для католиков и протестантов. Православные христиане, которые ставят больший акцент на Воскресении Христовом, тоже отмечают этот день с подобающей торжественностью. И Пасхе, и Рождеству предшествует длинный пост. Точная дата, когда Спаситель появился на белом свете, канула в далекие старозаветные времена. Этот праздник не имел установленного места в календаре до VІ века, когда Церковь приняла дату 25 декабря для его отмечания.
Цель – вымещение малоазийских культов, выполняемых в этот же день. Задолго до распространения христианства на болгарских землях, в дни около зимнего солнцестояния, наши предки отмечали рождение нового Солнца. Позже назвали этот праздник Млада Бога. Имея в виду ребенка Христа, они сосредоточили в этом образе все почтение к таинству рождества. Языческие корни обычая так и не пересохли. Следы этой обрядности можно обнаружить и в современном болгарском празднике. В Сочельник стол должен быть красиво накрытым, а трапеза – богатой. Большая часть традиционной обрядности посвящена семье. Почитаются основатели рода, защитники дома, отправляется молитва за здоровье и благоденствие.
Удивительно то, что в ХХІ веке можно распознать болгарский Сочельник по нечетному числу постных блюд, присутствующих на трапезе – вареная пшеница, вареная фасоль, голубцы с рисом, тыквенный пирог, компот из сушеных фруктов, чеснок, мед, орехи. И, разумеется – круглый обрядовый хлеб, в котором есть спрятанная монета.
В прошлом женщины начинали приготовления к празднику с раннего утра, соблюдая один и тот же порядок. Замешивание теста для хлеба они поверяли молодой девушке из семьи, которая все еще не помолвлена. Они верили, что если хлеб к Сочельнику замесит будущая невеста, то она со своим уходом из дома вынесет и плодородие.
Когда-то в семье приготавливали значительное количество хлеба. В этот день замешивали несколько видов изделий из теста. Обрядовый хлеб, который имел основное место на трапезе, они украшали разными изображениями – солнечными символами, стилизованными цветами, птицами. Этот хлеб называли «боговица» или «богова пита». В некоторых селах делали и большие круглые хлеба с украшением, воссоздающим хозяйственные сюжеты – соху, пахаря, пастуха. Приготавливали также калачи, которыми одаривали колядующих мужчин. Эти мужчины начинали колядовать в первые часы нового дня. Их одаривали этими маленькими обрядовыми хлебами в каждом доме. Калачи получали и все дети в семье.
На наших землях существовал еще ряд практик, связанных с почтением к хлебу, как к основному символу жизни. В некоторых районах нашей страны женщины выполняли следующий обычай – после того как заканчивали приготовление хлеба, они выходили во двор с руками, покрытыми тестом, и прикасались к деревьям, веря, что так они одарят их богатым урожаем. Прикасались также к невестам, которые не могли иметь детей.
В раннее утро мужчины тоже были заняты. Подготовка рождественского полена требовала многих усилий и умений. Дерево, которое должно гореть всю ночь, отрубали на рассвете. В толстой части полена делали маленькое отверстие, в которое клали ладан и масло. Затем окутывали полено новым льняным полотном. По мнению ученых, этот ритуал несет следы славянского обычая, осуществляемого в честь предков. Во многих болгарских семьях и по сей день эта традиция соблюдается. Но огонь присутствует, скорее, символично – в свете праздничных свечей и фейерверков, которые зажигаются в полночь.
Очищающая сила огня, животворная энергия хлеба, символическое присутствие всего, что нам необходимо на праздничной трапезе – мы перенесли все эти традиции через время, чтобы повторить их и в этом году. И поделиться ими со своими детьми и внуками, родственниками и друзьями, со всеми, кто занимает специальное место в жизни каждого из нас.
Автор Албена Безовска
Перевод Марии Атанасовой
Оставьте комментарий!