В Болгарии есть возможности для индустриального туризма
Уже четвертый год подряд первая болгарская стекольная фабрика предоставляет возможность туристам ознакомиться с процессом производства продукции, принять участие в декоративной обработке изделий и даже зайти в остывшую стекловаренную печь и, используя силу воображения, насладиться видом стеклянной реки. Это сообщил Данко Калчев — директор компании, унаследовавшей первый стекольный завод в Болгарии.
Излюбленными месяцами для такого вида туризма являются июнь и сентябрь, — поделился своими наблюдениями г-н Калчев. Ежегодно завод посещают от семи до восьми тысяч туристов, а по сравнению с прошлым годом зарегистрировано увеличение посещаемости в размере 10-15%. Основная часть посетителей приезжает из России, Украины, Франции, Германии и Скандинавских стран.
Преобладающая часть болгарских туристов, проявляющих интерес к стекольной промышленности, состоит из учеников. Из-за высоких температур и необходимости в наличии специальных умений у посетителей нет возможности собственноручно сделать изделие из стекла. Однако они могут принять участие в декоративной обработке стеклянных сувениров. Интерес представляет дополнительная обработка стекла — роспись стеклянных сосудов или бутылочек.
Гости могут взять с собой украшенное ими изделие на память об ознакомлении с производственным процессом в промышленном предприятии, — рассказывает г-н Калчев. У нас туристы не гуляют как в музее, они могут сделать что-то реальное, — добавляет он.
Любителям стекольного искусства также предлагаетса возможность прогуляться в стеклянной пещере, представляющей собой 10-тонную остывшую стекловаренную печь. Стеклянная река «потекла» после газового кризиса в 2009 году, когда была приостановлена работа четырех стекловаренных печей, — рассказывает директор самой старой стекольной фабрики в Болгарии.
Тогда у нас осталась единственная возможность – разрушить печи и из их составляющих элементов смастерить символическую стеклянную реку, при созерцании которой можно насладиться впечатляющей игрой блеска стекла, света и воды, — делится воспоминаниями г-н Калчев. Продолжительность прогулки по заводу вместе с участием в декоративной обработке трех стеклянных изделий составляет от 45 минут до часа.
Стоимость одного ознакомительного тура составляет от трех до пяти левов в зависимости от того включает ли он просто прогулку по заводу с наблюдением за производственным процессом или участие в обработке стеклянных изделий. В следующем году болгарской фабрике исполнится 120 лет. Намного раньше возникли стекольные фабрики в Италии, Чехии и Швеции, — добавляет г-н Калчев. Но при посещении этих заводов, в отличие от болгарской фабрики, туристов пускают на территорию за пределами основного производственного процесса – в маленькие фабричные помещения и мастерские.
Индустрия – в пределах 10% доходов от туризма
Если Болгария поведет курс целенаправленной политики по привлечению интереса туристов к все еще неиспользуемым индустриальным объектам и наряду с этим обратит внимание на действующие предприятия, это может привести к реализации значительных финансовых доходов в пользу местного бюджета и к созданию новых рабочих мест, — сообщает директор Института оценок и анализа в сфере туризма Румен Драганов. В области болгарского туризма ожидается рост в пределах 4-6% в рамках текущего года, — отмечает эксперт.
В то же самое время средний уровень занятости гостиничной базы составляет около 30%. По мнению эксперта это является признаком наличия значительных возможностей для развития болгарского туризма. Для повышения уровня занятости гостиничной базы в пределах 66% необходимо увеличение количества туристов в два раза, а это невозможно без использования индустриального наследия, — считает Румен Драганов. По его мнению относительная доля индустриального туризма будет составлять в пределах 8-10% в структуре туристических доходов, так как индустриальные объекты могут посещаться круглый год, а в сочетании с современными видами искусства они вызывают исключительный интерес.
Индустриальный туризм начинает развиваться с 1956 года сначала в стекольных заводах, — рассказывает Румен Драганов. По идее американского президента Эйзенхауэра началось проведение так называемых специализированных туров для ознакомления с процессом производства хрусталя в Чехии, в основе которых стояла идея восприятия производственной практики и ее распространения в США. Второе направление специализированного туризма было связано с производством изделий из кованого железа.
С большим интересом туристы посещают старую часть города Софии между Центральным крытым рынком (“Халите“) и бул. Сливница, бул. Дондукова, бул. Васила Левского, где сохранились старые заборы в разных стилях. Ювелирная, кожевенная индустрия, гончарные предприятия и производство древесины тоже представляют интерес с точки зрения развития индустриального туризма в Болгарии.
Значительная часть виноделия и насаждений для производства розового масла в Китае развиваются благодаря специализированным турам китайских туристов в Болгарию, — отмечает г-н Драганов. Наша страна является ценным рассадником фруктовых деревьев, что тоже можно использовать для организации специализированных туров, — считает эксперт.
Предстоит использование индустриального наследия в целях развития туризма и, конкретно, в сфере современного искусства, — считает Румен Драганов. По аналогии с переоборудованными заводами по производству стали в Шеффилде завод «Кремиковци» и Сахарная фабрика возле Софии тоже могут быть использованы в туристических целях и за счет средств из европейских фондов превратиться в комплексы для демонстрации современных видов искусства, переданные в распоряжение неправительственным организациям, — считает эксперт.
В таких комплексах можно найти место для экспозиции богой коллекции Бояна Радева. Помимо самого старого стекольного завода, индустриальный туризм в Болгарии может развиваться в шахтерском музее в Пернике, на территории сталелитейного завода «Стомана» в Пернике, фабрик и центральной части Димитровграда, завода холодильной техники в Софии, где есть галерея для демонстрации современных видов искусства.
Автор: Екатерина Тотева, Болгарское телеграфное агентство
Оставьте комментарий!