Существует ли картель на топливном рынке в Болгарии?
“Опасность монополизма существует всегда. Представители одного и того же вида торговли и ремесла редко собираются вместе без того, чтобы их разговор не кончился заговором против публики или каким-либо соглашением о повышении цен”. Это сказал основоположник классической экономической науки Адам Смит еще в ХVІІІ веке. Уже четыре века общество борется против этих структур, но… как уже констатировал классик, они являются фактом. Почему приводим слова основоположника классической экономики? А потому, что далее речь зайдет о том, существует ли картель на топливном рынке в Болгарии.
Комиссия по защите конкуренции объявила на днях, что четыре нефтяных компании в Болгарии создали картель цен на топливо. Это “Лукойл Болгария”, “Ромпетрол Болгария”, “Нефтекс Петрол” и “ОМВ Болгария”. В официальной информации говорится, что комиссия раскрыла “запрещенное соглашение и согласованную практику определения цен”, ограничивающих или нарушающих конкуренцию на рынках бензина и дизельного топлива. Компаниям дается 30-дневный срок, в течение которого они могут защититься, а санкцией в случае картеля является штраф в размере до 10% от их оборота за минувший год. Обороты четырех компаний за 2010 г., в общем, составляют свыше 6,2 млрд. левов (более 3 млрд. евро). Нефтяные компании, которым предъявлено обвинение, отрицают существование ценового картеля. Они оспаривают решение комиссии как неосновательное.
Резкое повышение цен на топливо стало горячей темой еще в прошлом году, как раз в это время года. В марте 2011 г. многотысячные протесты против дорогого бензина заблокировали движение в городах. В качестве одной из причин тогда указывалось на кризис в Ливии, который привел к повышению котировок на сырье на международных рынках. Опять же в марте, но в этом году, после проблем вокруг Ирана, цены на топливо в стране и ЕС вновь повысились. За комментарием по теме мы обратились к макроэкономисту Георги Стоеву из аналитического агентства Industry Watch.
Что показали сравнительные исследования цен на топливо в Болгарии и ЕС, проведенные агентством Industry Watch?
“По данным, которыми мы располагаем с середины марта, единственное государство в ЕС, в котором цена на бензин А-95 ниже, чем в Болгарии – это Румыния, а разница составляет где-то около 0,3 евроцентов. Это означает, что конечная цена в Болгарии составляет 1,33 евро, а в Румынии – 1,30. Что касается цены на дизельное топливо, то есть несколько государств с немного более дешевым топливом. Это – Литва, Люксембург и др. Но, в основном, Болгария – среди стран с относительно низкими ценами на топливо на фоне Европейского союза. Мы также с пристальным вниманием следим за долей налогов и акцизов в конечной цене на топливо. В Болгарии эта доля значительно ниже, чем в ряде европейских стран. Конкретно для бензина она составляет около 44% от конечной цены. Когда мы заправляем автомобиль, то почти половина наших денег уходит в государственный бюджет”.
Реальна ли конкуренция на рынке топлива в стране, есть ли завышенная прибыль со стороны нефтяных компаний?
“Специально в болгарской цене на бензин, то, что называется маржа (Margin), т.е. то, что остается для торговца и нефтеперерабатывающего завода без поставки сырой нефти и налогов, – где-то в порядке 11% для бензина А-95 и около 16% для дизельного топлива. Это проценты от крайней цены, которую каждый болгарин платит на бензозаправочной станции. Они не отличаются особо от процентов в других странах. Поэтому трудно сказать, что маржа больше, и что здесь идет игра по каким-то неконкурентным методам”.
Комиссия по защите конкуренции считает, что существует картельное соглашение между четырьмя крупнейшими участниками рынка относительно цен на топливо.
“Возможно, чтобы двое участников сели за стол и договорились, даже чтобы подписали что-нибудь, трое – с бόльшими усилиями, но если их соберется четверо, то уже это получается трудно. Это с точки зрения теории игры – очень трудно достичь баланса интересов и стимулов участников такого процесса, – комментировал тему Георги Стоев. – Чисто гипотетически мне это кажется мало вероятно в условиях рынка, на котором 11% от конечной цены следует распределить между нефтеперерабатывающим заводом и торговцами, а ситуация приблизительно такая же во всех европейских странах. Речь не идет о такой большой прибыли, которая бы являлась вызовом, а участников в торговой части достаточно много, чтобы искать какую-то форму соглашения между ними”.
Автор Таня Харизанова
Перевод Миглены Ивановой
BNR
Оставьте комментарий!