Болгария в ТОП-5 направлений для вакцинного туризма из России: для кого?
23/02/2022 – 20:48

В каких случаях иностранцы могут вакцинироваться в Болгарии?

Хорватия, Сербия, Турция, Болгария и Греция входят в ТОП-5 направлений для вакцинного туризма в России. Об этом сообщает Ассоциация российских туроператоров (АТОР). Интерес российских граждан к вакцинации …

Читать целиком »
Новости

Путешествия

Экономика

Общество

Наука и культура

Люди

Недвижимость

Туризм

Традиции

Государство

Главная » Экономика

Существует ли картель на топливном рынке в Болгарии?

Загружено 21/03/2012 – 15:37

“Опасность монополизма существует всегда. Представители одного и того же вида торговли и ремесла редко собираются вместе без того, чтобы их разговор не кончился заговором против публики или каким-либо соглашением о повышении цен”. Это сказал основоположник классической экономической науки Адам Смит еще в ХVІІІ веке. Уже четыре века общество борется против этих структур, но… как уже констатировал классик, они являются фактом. Почему приводим слова основоположника классической экономики? А потому, что далее речь зайдет о том, существует ли картель на топливном рынке в Болгарии.

Комиссия по защите конкуренции объявила на днях, что четыре нефтяных компании в Болгарии создали картель цен на топливо. Это “Лукойл Болгария”, “Ромпетрол Болгария”, “Нефтекс Петрол” и “ОМВ Болгария”. В официальной информации говорится, что комиссия раскрыла “запрещенное соглашение и согласованную практику определения цен”, ограничивающих или нарушающих конкуренцию на рынках бензина и дизельного топлива. Компаниям дается 30-дневный срок, в течение которого они могут защититься, а санкцией в случае картеля является штраф в размере до 10% от их оборота за минувший год. Обороты четырех компаний за 2010 г., в общем, составляют свыше 6,2 млрд. левов (более 3 млрд. евро). Нефтяные компании, которым предъявлено обвинение, отрицают существование ценового картеля. Они оспаривают решение комиссии как неосновательное.

Резкое повышение цен на топливо стало горячей темой еще в прошлом году, как раз в это время года. В марте 2011 г. многотысячные протесты против дорогого бензина заблокировали движение в городах. В качестве одной из причин тогда указывалось на кризис в Ливии, который привел к повышению котировок на сырье на международных рынках. Опять же в марте, но в этом году, после проблем вокруг Ирана, цены на топливо в стране и ЕС вновь повысились. За комментарием по теме мы обратились к макроэкономисту Георги Стоеву из аналитического агентства Industry Watch.

Что показали сравнительные исследования цен на топливо в Болгарии и ЕС, проведенные агентством Industry Watch?

“По данным, которыми мы располагаем с середины марта, единственное государство в ЕС, в котором цена на бензин А-95 ниже, чем в Болгарии – это Румыния, а разница составляет где-то около 0,3 евроцентов. Это означает, что конечная цена в Болгарии составляет 1,33 евро, а в Румынии – 1,30. Что касается цены на дизельное топливо, то есть несколько государств с немного более дешевым топливом. Это – Литва, Люксембург и др. Но, в основном, Болгария – среди стран с относительно низкими ценами на топливо на фоне Европейского союза. Мы также с пристальным вниманием следим за долей налогов и акцизов в конечной цене на топливо. В Болгарии эта доля значительно ниже, чем в ряде европейских стран. Конкретно для бензина она составляет около 44% от конечной цены. Когда мы заправляем автомобиль, то почти половина наших денег уходит в государственный бюджет”.

Реальна ли конкуренция на рынке топлива в стране, есть ли завышенная прибыль со стороны нефтяных компаний?

“Специально в болгарской цене на бензин, то, что называется маржа (Margin), т.е. то, что остается для торговца и нефтеперерабатывающего завода без поставки сырой нефти и налогов, – где-то в порядке 11% для бензина А-95 и около 16% для дизельного топлива. Это проценты от крайней цены, которую каждый болгарин платит на бензозаправочной станции. Они не отличаются особо от процентов в других странах. Поэтому трудно сказать, что маржа больше, и что здесь идет игра по каким-то неконкурентным методам”.

Комиссия по защите конкуренции считает, что существует картельное соглашение между четырьмя крупнейшими участниками рынка относительно цен на топливо.

“Возможно, чтобы двое участников сели за стол и договорились, даже чтобы подписали что-нибудь, трое – с бόльшими усилиями, но если их соберется четверо, то уже это получается трудно. Это с точки зрения теории игры – очень трудно достичь баланса интересов и стимулов участников такого процесса, – комментировал тему Георги Стоев. – Чисто гипотетически мне это кажется мало вероятно в условиях рынка, на котором 11% от конечной цены следует распределить между нефтеперерабатывающим заводом и торговцами, а ситуация приблизительно такая же во всех европейских странах. Речь не идет о такой большой прибыли, которая бы являлась вызовом, а участников в торговой части достаточно много, чтобы искать какую-то форму соглашения между ними”.

Автор Таня Харизанова

Перевод Миглены Ивановой

BNR

Оставьте комментарий!

Оставьте ваш комментарий или trackback со своего сайта. Вы можете подписаться на новые комментарии через RSS.

Придерживайтесь темы записи. Никакого спама!