Свет в конце трубы: возможность новой жизни проекта Бургас – Александруполис
После попытки государственного переворота в Турции снова встал вопрос обеспечения стабильности грузопотока через турецкие проливы – Босфор и Дарданеллы. Риск прекращения транзита из-за обострения внутриполитической обстановки в Турции может заставить российские и зарубежные нефтяные компании перенаправить свои экспортные потоки нефти по другим направлениям. Если российские нефтяники способны осуществлять бесперебойные поставки за рубеж, используя профицитные экспортные мощности «Транснефти», то у западных компаний могут возникнуть серьезные проблемы.
В таких условиях Болгария вновь подняла вопрос строительства трубопровода Бургас – Александруполис для поставок нефти в обход проливов. Вопросы сотрудничества в области энергетики обсуждались во время телефонного разговора между президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым.
ТЕСНЫЕ ПРОЛИВЫ
Идея строительства трубопровода возникла в середине 90-х годов. Стремительный рост добычи нефти в России и прикаспийских государствах требовал создания новых экспортных маршрутов. Поставки углеводородного сырья из России в то время осуществлялись только в западном направлении по системе, созданной в советские времена — через порт Новороссийск на юге, терминал в латвийском Вентспилсе на Северо-Западе, а также по трубопроводу «Дружба» в страны Восточной Европы.
Наличие экспортных мощностей в Новороссийске не являлось полным решением проблемы, поскольку грузопоток проходил через турецкие проливы, где существовали серьезные ограничения, наложенные Анкарой. Несмотря на конвенцию Мотре 1936 г., согласно которой торговые суда всех стран в мирное время имеют право свободного прохода через Босфор и Дарданеллы. Однако, Турция, пользуясь положениям конвенции о соблюдении санитарных норм, установила жесткие правила для крупнотоннажных судов, прежде всего нефтяных танкеров.
По этим правилам танкеры, перевозящие нефть и нефтепродукты, имеют право прохода через проливы только в светлое время суток. Из-за этого в зимний период, когда световой день короткий, время ожидания разрешения на проход достигает двух недель, что существенно увеличивает транспортные издержки и ставит под угрозу доставку грузов потребителями в срок. Кроме того, крупнотоннажные суда могут проходить проливы только с турецким лоцманом на борту, что стало хорошим источником пополнения бюджета для Анкары.
Ситуация усугубилась после запуска в эксплуатацию в конце 2001 г. нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который соединил гигантское нефтяное месторождение Тенгиз на Западе Казахстана с морским терминалом Ново-Озереевка под Новороссийском. КТК вышел на проектную мощность 28,2 млн т/г уже в 2004 г. В прошлом году экспорт казахстанской и российской нефти через Ново-Озереевку достиг 42,76 млн т.
ТРУБА В ОБХОД
Решением проблемы «узкого места» мог бы стать проект нефтепровода Бургас – Александруполис. Согласно проекту, нефть, добываемая в России и Каспийской регионе, на танкерах доставляется в болгарский Бургас и по трубопроводу в обход турецких проливов перекачивается в греческий порт Александруполис на побережье Эгейского моря, откуда сырье может отгружаться потребителям по всему миру. Глубина моря в районе Алексанруполиса позволяет принимать супертанкеры типа VLCC дедвейтом свыше 200 тыс. т.
Инициаторами строительства стали Греция и Болгария, но только после присоединения России в лице «Транснефти» проект стал реальным. В 2007 г. специально под проект была создан «Трубопроводный консорциум Бургас – Александропулис», в число акционеров которого кроме «Транснефти» вошли «Роснефть» и «Газпром нефть». Протяженность трубопровода составляла всего 285 км, пропускная способность – 35 млн т/г с возможностью увеличения до 50 млн т/г.
Российским компаниям в проекте Бургас – Александруполис принадлежало 51,7%, Греции и Болгарии – по 24,15%. Российские участники брали на себя обязательство обеспечить финансирование строительства трубопровода, стоимость которого оценивалась в $1,2 млрд. В начале 2007 г. Россия, Греция и Болгария в Афинах подписали межправительственное соглашение о строительстве нефтепровода.
БОЛГАРСКИЙ САБОТАЖ
При условии получения всех необходимых разрешений и согласований «Транснефть», которая уже имела опыт реализации крупных проектов, могла завершить строительство нефтепровода Бургас — Алексанруполос в течение нескольких месяцев. Однако, реализация проекта столкнулась с непреодолимой преградой – враждебной позицией нового болгарского правительства.
Бойко Борисов ставший премьер-министром Болгарии в 2007 г. вопреки подписанным соглашениям и экономической целесообразности заявил, что проект Бургас – Алексанруполос не выгоден его стране. В итоге, в конце 2011 г. правительство София приняла решение отказаться от строительства нефтепровода, сочтя его «экономически необоснованным».
УГРОЗА ДЛЯ ТРАНЗИТА
Во время попытки государственного переворота в Турции проход танкеров через Босфор был остановлен, но вскоре движение судов возобновилось, что было подтверждено данными системы мониторинга Marine Traffic.
Нестабильная ситуация и резкое обострение отношений между Анкарой и Западом увеличивают риски сбоев поставок нефти из России и стран Каспийского региона на международный рынок. После последних событий в Турции опасность прекращения транзита через проливы начали осознавать в Европе.
Глава «Транснефти» Николай Токарев 19 июля сообщил, что возглавляемая им компания получила официальное уведомление от Болгарии о планах возобновить проект Бургас – Александруполис.
Однако, за последние несколько лет ситуация на нефтяной карте России кардинально изменилась. Были построены нефтепроводы в Приморск и Усть-Лугу – БТС и БТС-2 – что позволило не только полностью отказаться от транзита через прибалтийские государства, но и создать профицит экспортных мощностей на западном направлении.
После получения уведомления из Софии Токарев во время встречи с представителями прессы сообщил, что «Транснефть» способна, в случае кризисной ситуации, направить весь объем нефти и нефтепродуктов, который отгружается в Новороссийске по другим западным маршрутам.
«Я не вижу серьезных рисков для наших нефтяников и для КТК в том числе, если какая-то коллизия произойдет в проливах», — заявил глава «Транснефти». В случае возникновения «внештатной» ситуации в проливах «Транснефть» может предложить альтернативные маршруты для российских компаний, чего не скажешь об иностранцах – в первую очередь об американцах, добывающих нефть в Западном Казахстане.
Заявление Токорева свидетельствует о нежелании «Транснефти» возродить проект Бургас – Алексанруполос, в котором сейчас заинтересована не Россия, а европейцы и американцы. Вероятно, отказ со стороны «Транснефти» заставил болгарского премьера напрямую позвонить Путину, чтобы возобновить «энергетический диалог».
СТРАХОВКА НА БУДУЩЕЕ
Болгария вынуждена подняла вопрос о возрождении проекта Бургас – Александруполос, поскольку, судя по всему, получила отмашку из Брюсселя. ЕС переосмысливает свои отношения с Турцией и опасается растущей энергетической зависимости от этой страны-транзитера. Кроме проливов Босфор и Дарданеллы Анкара контролирует трубопроводы Баку – Тбилиси – Джейхан и Киркук – Джейхан, по которым на мировой рынок поставляется нефть из Каспийского региона и Ирака. Строящийся «Южный энергетический коридор», предназначенный для поставок газа из Азербайджана в Европу, также проходит по турецкой территории.
Кроме того, в будущем поток наливных грузов через проливы может значительно увеличится. После завершения расширения КТК поставки по этому нефтепроводу увеличатся более чем в 1,5 раза — до 67 млн т/г. Объемы экспорта нефти из России также растут, в том числе через Новороссийск. В январе – июле 2016 г. объем поставок российской нефти в страны дальнего зарубежья увеличился на 6,4%, составив 138,42 млн т. Объем отгрузок только российской нефти в Новороссийске достиг 13,88 млн т – на 3,3% больше, чем за тот же период 2015 г. Кроме российской нефти через Новороссийск экспортируется сырье, добываемое в Казахстане, Азербайджане и Туркмении.
В настоящее время «Транснефть» реализует проект строительства трубопровода «Юг», мощность которого к 2020 г. может достичь 15 млн т. Этот трубопровод позволит НПЗ Поволжья поставлять дизельное топливо в Новороссийск для экспорта на рынок Средиземноморья.
«Роснефть» после окончания в 2017 г. модернизации Туапсинского НПЗ мощностью 12 млн планирует 90% продукции отгружать потребителям за рубежом. Ряд других российский нефтяных компаний также намерены увеличить экспорт нефтепродуктов в южном направлении – через черноморские терминалы.
Очевидно, грузопоток через турецкие продукты в ближайшие годы значительно возрастет, что может привести к сбоям в поставках из-за увеличения времени, необходимого для прохода через Босфор и Дарданеллы. В этом случае нефтепровод Бургас – Александруполос может решить проблему турецких проливов и стать страховкой от «капризов» Анкары не только для западных компаний, но и для российских нефтяников, заинтересованных в обеспечении надежности экспорта нефти и нефтепродуктов.
МОСКВА, 8 авг — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц.
Оставьте комментарий!