Первая национальная стратегия Болгарии по борьбе с отмыванием денег
Автор Таня Харизанова
Анализ Центра исследования демократии показывает, что ежегодные доходы с нелегальных рынков и преступной деятельности в Болгарии составляют от 4 до 5 млрд. левов (около 2-2,5 млрд.евро). Речь идет о трафике и распространении наркотиков, контрабанде сигарет, коррупции, налоговых махинациях, проституции и т.д. В последние годы, динамично развивающийся рынок недвижимости в Болгарии превратил нашу страну в привлекательный центр для реализации “неплохих доходов” бизнесменами из Европы и других стран мира, но большая часть из них занималась здесь отмыванием денег. Настоящий размер этих “грязных денег” фактически остается неизвестным. За комментарием по данной теме мы обратились к Тихомиру Безлову из Центра исследования демократии.
Необходима ли такая стратегия и какова ее цель?
«Да, необходима, поскольку ведется много разговоров об отмывании денег и этой проблемой занимаются многие ведомства. Однако никакой координации и оценки ситуации, что необходимо делать на уровне государства, нет, – говорит Тихомир Безлов. – По сути, главный вопрос заключается в том, какими ресурсами будет располагать эта стратегия. Ведь если не будет людей, обученных заниматься этой проблемой, людей, ответственных за это, а также, если не будет финансового обеспечения этой стратегии, то она просто превратится в одну маленькую “стратегийку”, какие мы уже разрабатывали предостаточно в последние 10 лет”.
Где и как в Болгарии чаще всего отмываются деньги?
“Как правило, схема проста. Особо квалифицированного криминального контингента у нас нет, – категоричен Тихомир Безлов. – С первых дней кризиса и по сегодня самым распространенным способом отмывания грязных денег остается их вложение в недвижимость. Это ниша, в которую было направлено много денег в последние 5-6 лет. Другая распространенная схема – импорт подержанных автомобилей из Западной Европы в Болгарию”.
Некоторые финансовые эксперты утверждают, что самый чистый способ отмывания денег – фондовые биржи, например, через объединения с инвестиционной целью.
“Проблема болгарских бирж заключается в том, что они очень мелкие. Т.е. объемы очень маленькие и легко видимые, – уточняет аналитик. – Возможно до “большого срыва” осуществлялись какие-то попытки, но не думаю, что это массовое явление. Скорее всего, это характерно для “другого” мира, не нашего”.
Организованная преступность массово легализируется в экономике, а отмывание денег в Болгарии уже не обходится и без международного участия.
“Многие “теневые” предприниматели, среди которых некоторые стали исключительно крупными бизнесменами, попадают под определение болгарской организованной преступности, – продолжает Тихомир Безлов. – Мы можем долго рассуждать об их первоначальном возникновении посредством разных контрабандных схем, выхода на различные нелегальные рынки и укрывательства налогов и активов, чем они занимаются уже в современной ситуации. Что касается международных контактов, которыми располагают эти криминальные предприниматели, то налицо достаточно примеров их наличия. Особенно это стало явным после того, как болгарский криминальный контингент начал активно работать с западноевропейскими странами. Треть заработанных в Испании, Италии, Нидерландах денег возвращаются в Болгарию. Они инвестируются по разным схемам, например в курорты и торговые сети, причем не без помощи болгарской банковской системы, которая очень невнимательна к данной теме. В этом смысле, “отмывание” заключается в приобретенных там криминальным путем деньгах, которые инвестируются в болгарские активы”.
Перевод Снежаны Никифоровой