Москва и София бьют друг друга мирным атомом
Российская компания «Атомстройэкспорт» в течение ближайших трех месяцев определится, участвовать ли ей в строительстве болгарской АЭС «Белене». Представитель компании на условиях анонимности сообщил вчера «НГ», что принципиальное решение по этому вопросу может быть принято в ноябре. Выход из проекта станет неизбежным, если станет понятно, что прогресс в переговорах с болгарскими партнерами недостижим.
Москва и София разговаривают сегодня друг с другом языком судебных исков и ультиматумов. На прошлой неделе «Атомстройэкспорт» подал иск в арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже к национальной энергетической компании (НЭК) Болгарии о взыскании 58 млн. евро за выполненные работы по строительству атомной станции. В компании не исключают и последующие обращения в международные суды в связи с неисполнением болгарской стороной своих обязательств по контракту строительства АЭС «Белене».
Высокопоставленный источник «НГ» в Минэнерго напомнил, что судебная тяжба с НЭК стала для России уникальным прецедентом. Ранее все противоречия, возникавшие у российских атомщиков при реализации международных проектов, удавалось разрешать путем переговоров. Но в случае с Болгарией компромисса достичь пока не удается. Налицо эскалация конфронтации. НЭК заявила, что подаст к «Атомстройэкспорту» иск на 61 млн. евро за выкупленное старое оборудование станции. В воскресенье, 31 июля, конфликт вышел на новый уровень – министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайков сообщил СМИ, что выдвинул российской стороне ультиматум с требованием отозвать иск до 1 августа.
В «Атомстройэкспорте» сообщили Интерфаксу, что заявления министра Трайкова об ультиматуме ничего, кроме недоумения, не вызвали. Напомнили, что болгарской стороне известно, что этот иск может быть не последним. В свою очередь, источник в атомной отрасли России заявил вчера «НГ», что разговоры болгарских партнеров о каком-то иске, который они собираются выдвинуть против российской компании, не что иное, как блеф. В реальности никакого иска пока нет.
Обоснованность претензий, которые собираются выдвинуть болгары, наш собеседник поставил под сомнение. По его словам, приобретение «Атомстройэкспортом» у болгар старого оборудования было одним из условий заключения контракта на строительство АЭС «Белене». Причем для других игроков это оборудование «рыночной ценности не представляет», поскольку оно – российского производства и применить его можно только при строительстве атомных энергоблоков по российским же проектам.
«Сейчас с болгарами идут переговоры. Мы не хотим подавать новые иски, чтобы они не воспринимались как метод давления на партнеров в рамках переговорного процесса», – отметил источник. В то же время он не исключил, что ситуация может развиваться по пессимистическому сценарию. Если прогресса на переговорах не будет, то с 1 ноября может быть принято решение не только о подаче новых исков к НЭК, но и о выходе «Атомстройэкспорта» из проекта, по оценкам экспертов, безнадежно зашедшего в тупик.
Соглашение о строительстве АЭС «Белене» «Атомстройэкспорт» и НЭК заключили в 2006 году. Однако проект до сих пор не может выйти в активную фазу. Одна из основных причин – окончательный объем финансирования строительства станции не был утвержден. На переговорах стороны согласились зафиксировать цену на уровне до 6,4 млрд. евро и взять на себя риски, связанные с возможным увеличением стоимости проекта.
Перманентные отсрочки с началом полномасштабного строительства АЭС закрепляли дополнительными соглашениями, которые отодвигали эти сроки. В общей сложности на сегодня заключено 12 таких соглашений. Согласно документу, подписанному в конце апреля 2011 года, к 1 июня необходимо было парафировать, а к 1 июля подписать генконтракт на строительство. В начале июля по просьбе Болгарии было подписано еще одно допсоглашение, продлевающее действие основного документа до 30 сентября. Однако в «Атомстройэкспорте» не верят в возможность конструктивного диалога с болгарскими партнерами. Не верят настолько, что заявляют о намерении отказаться от многомиллиардного контракта.
Руководитель группы международной практики юридической фирмы «Вегас-Лекс» Юрий Бортников не исключает, что разорвать контракт стороны могут уже по итогам рассмотрения первого иска. Принять такое решение «Атомстройэкспорт» и НЭК могут как добровольно, так и через суд. При этом юрист уверен, что с учетом ситуации вокруг проекта «Белене» серьезных негативных последствий для российской компании не будет. Хотя некоторые потери возможны. В частности, «Атомстройэкспорт» может не получить компенсации за некоторые расходы, если это не оговорено в контракте.
2 августа 2011 г.
Источник: www.ng.ru