Болгария и «налоговые оазисы»
Тема об оффшорных зонах вновь встала на повестке дня проводимых публичных дебатов после сообщения министра финансов Петра Чобанова о том, что организации работодателей предложили ввести „налог на оффшоры”. „Это было бы чем-то очень новаторским”, – прокомментировал финансист номер один страны, так и не пообещав нечто конкретное.
Политические фракции в парламенте также подключились к дискуссиям, но пока что это только политическая риторика, без реальных предложений и действий. А вот реакцию бизнеса можно обобщить словами: „Да, однако!” Рано или поздно Болгария должна была предпринять реальные действия против оффшорных зон потому, что в ЕС началась координированная атака против мест обетованных, называемых „налоговым раем”.
Болгарский бизнес и „налоговые оазисы”
Согласно неофициальной информации налоговых служб, болгары держат в оффшорных зонах почти 6 млрд. евро. Больше всего они облюбовали Кипр, где зарегистрированы каждые две из трех болгарских оффшорных фирм. Другими предпочитаемыми местами являются Лихтенштейн, Черногория, остров Мэн, Карибы, Каймановые, Сейшельские или Британские Виргинские острова. Любопытно узнать, что 13% иностранных инвестиций, поступивших в Болгарию, идут из фирм, зарегистрированных в оффшорных зонах, свидетельствуют данные Болгарского народного банка.
Несмотря на то, что порог налогообложения в Болгарии установлен в 10%, ведущим мотивом для болгарского бизнеса является анонимность и гарантированная банковская тайна. Таким образом, многие оффшорные компании участвуют в крупных сделках в Болгарии и получают государственные заказы без ясного происхождения этих капиталов. По последним данным Госагентства национальной безопасности лишь в прошлом месяце в стране появились 3 млрд евро сомнительного происхождения. Агенты финансовой разведки бьют тревогу, что станции для производства зеленой энергии являются средством отмывания денег. Это потому, что станции возобновляемых источников энергии стали главным приоритетом в ЕС, так и в Болгарии. Это предполагает довольно легкий способ вложения огромных капиталов с невыясненным происхождением, идущих из оффшорных зон.
Политические решения
Политические фракции в парламенте признают, что ими все еще не разработаны конкретные меры ограничения доступа оффшорных компаний к экономической жизни в стране. Но консенсус по основным вещам, как недопущение оффшорных обществ к приватизационным сделкам, покупке земли из государственного фонда, или же обложения налогами всех переводов по оффшорным счетам, существует.
Отсутствие конкретных решений и действий, возможно, является причиной того, что у депутатов сложилось единое мнение о том, что какие бы меры не предпринимались в стране, все равно найдется лазейка без принятия глобального решения на уровне Евросоюза. Потому пока что политические партии лишь вынашивают разные идеи, не ведя подготовку к реальным проектам в этом направлении.
Обложить 15-процентным налогом переводы в оффшорную зону
К борьбе с оффшорами подключилась часть предпринимателей в лице одной из организаций работодателей. Так, Болгарская торгово-промышленная палата официально выступила за обложение 15-процентным налогом каждого денежного перевода в сторону оффшорных зон мира. Подобный налог включает 10% на налог с прибыли и 5% налог на дивиденды. Таким образом, Болгария сможет стать одним из государств, предпринявших кампанию против „налоговых оазисов”.
По оценке экспертов палаты, поступления в казну государства от подобного налога могут достичь 100 млн. евро. Но, важней всего, что об оффшорах перестанут говорить как о „грязном бизнесе”, считают эксперты палаты. Потому что уплата налога на практике сделает идущие в оффшорную зону средства легальными. Уплатив налог, уже никто не будет тобой интересоваться, куда ты вывозишь свой капитал, комментируют представители Болгарской торгово-промышленной палаты.
Вопреки попыткам других работодателей ограничить облагаемую переброску авуаров в оффшоры, эксперты выразили категорическое мнение, что исключений быть не должно. То есть надо поступить так, как годы назад сделали Испания и Франция, обложившие налогом в 25% все платежи в направление оффшорных зон. Однако, по мнению других экспертов и бизнесменов, не следует демонизировать и закрывать подобные зоны, так как мобильный капитал не может существовать без них. Просто должны быть ясные правила и сведения о происхождении денег при их переброске в „налоговый рай”.
Борьба с оффшорными зонами активизируется
Атака на оффшорные зоны в мировом масштабе была предпринята после того, как стало ясно, что в них скрываются триллионы долларов. Эти средства можно финансировать и использовать их для антикризисных мер. По этой причине борьбу с ними повел и Евросоюз. Тем более, когда стало ясно, что Дойче банк „берег” деньги своих клиентов в „налоговых оазисах”. В последнее время Великобритания и Европейский парламент занялись всерьез оффшорными зонами, в частности практикой неуплаты налогов. Первый прорыв был сделан в британских оффшорах, согласившихся придать большую прозрачность своей деятельности.
Перевод Петра Григорьева
Оставьте комментарий!