Золотых рук мастер — история ювелирного дела в Болгарии
Автор Албена Безовска
В традиционных верованиях многих народов мира золото имеет огромную предохраняющую силу. Символ солнца и огня, благородный металл ассоциируется с бессмертием и вечностью, к которым люди стремились еще с глубокой древности. В передаче мы расскажем об истории ювелирного искусства в Болгарии и послушаем прекрасные народные песни, воспевающие искусных мастеров-ювелиров.
Ювелирное дело – среди первых ремесел, которые развивались на болгарских землях еще в новокаменном и медно-каменном веках. Применение золотых предметов в быту и в церковных ритуалах было традиционным. Ученые считают, что, несмотря на отсутствие достаточного количества сведений о преемственности, это ремесло имеет глубокие исторические корни в Болгарии.
Богатые золотые украшения в праздничной одежде болгарки воспеты в огромном числе фольклорных образцов. Золото присутствует и в обряде крещения новорожденного. Золотую денежку клали и среди ритуальных погребенных предметов. Свадебный букетик, свадебное знамя, дерево предводителя колядующих – все эти обязательные атрибуты больших традиционных праздников обязательно покрыты золотой тонкой фольгой и украшены золотыми монетками.
Болгары верили, что этот металл осуществляет связь с миром мертвых, предохраняет от сглаза, обеспечивает плодородие и благоденствие. Эти качества они переносили и на предметы, сделанные из золота. А люди, занимающиеся этим нелегким ремеслом, радовались большому почтению и уважению. В сборниках народных песен можно обнаружить сотни текстов, в которых рассказывается, что золотари имели место даже в „царских палатах”, где они „чеканили золото и серебро”.
Ювелирное дело, которое в Болгарии называлось когда-то „куюмджийство”, было очень престижной профессией. Ювелиров чтили наравне со священниками, учителями и другими важными личностями общности. Обучение продолжалось долго – не менее трех лет. Будущие мастера должны были приобрести не только ловкость и умения, но и овладеть, подчинить себе этот деликатный материал. В стремлении стать известными и востребованными ремесленниками, молодые подмастерья старались с самого начала найти свой собственный стиль, развить чувство эстетики и богатое воображение.
Особо важной ответственностью было изготовление украшений невесты. Независимо от благосостояния семьи, каждая девушка должна была переступить порог своего нового дома в украшениях – золотых или серебряных. Они – дар от ее будущего супруга и неизменная часть традиционного костюма невесты. Цепочки, серьги, пряжки для пояса, перстень, специфические украшения на голове (в зависимости от фольклорной области) – эти предметы могли быть больше или меньше по количеству, но их присутствие было обязательным в свадебный день.
Один комплект украшений невесты мастер-ювелир изготавливал за шесть месяцев. И это время было полно тяжелых, бессонных ночей. Потому что каждый комплект должен был быть уникальным. Если мастер защищал свое доброе имя, ему ни в коем случае нельзя было дублировать украшения. Но зато труд мастера вознаграждался богато. Кроме денег, ювелиры получали и ягненка, а сами они передавали свадебные украшения с благословением: „Носите на здоровье! Старейте и седейте! Внукам и правнукам их передавайте!”.
Враца, Чипровци, Видин, Самоков, Панагюриште, София… В прошлом эти города были средоточием ювелирного дела. В Панагюриште золотых дел мастера сыграли значительную роль в экономическом и культурном подъеме города в ХІХ веке. И в наши дни там существует музей, рассказывающей о Панагюрской ювелирной школе. Показаны золотые львята, которые носили на колпаках участники Апрельского восстания против османского владычества (1876 г.), а также оправа оружия, изготовленная мастерами.
Матея-ювелир, Вело-ювелир – это имена известных мастеров из Софии и Софийской области, где тоже существовала ювелирная школа. Их имена вычеканены на серебряных и позолоченных оправах церковных книг, изготовленных в ХVІ веке. Согласно одной из легенд, Георги-ювелир покинул свое родное место и перебрался в Софию, чтобы обучиться ремеслу ювелира. Слабо известен факт, что этот молодой мужчина позднее был канонизирован святым, как Георги Нови Софийски. Наряду с исключительной внешней и внутренней красотой (как записано в житии святого), он был и искусным мастером. Доказательством, что это ремесло в Софии развивалось исключительно успешно, является существовавший когда-то район ювелиров, который сохранился и после падения Болгарии под османское владычество. Несмотря на то, что ателье ювелиров были разрушены, постепенно мастера возобновили работу и продолжили изготовлять высококачественные ювелирные изделия.
Перевод Десиславы Ивановой
27 октября 2011 г.
Источник: BNR
Оставьте комментарий!