Болгария в ТОП-5 направлений для вакцинного туризма из России: для кого?
23/02/2022 – 20:48

В каких случаях иностранцы могут вакцинироваться в Болгарии?

Хорватия, Сербия, Турция, Болгария и Греция входят в ТОП-5 направлений для вакцинного туризма в России. Об этом сообщает Ассоциация российских туроператоров (АТОР). Интерес российских граждан к вакцинации …

Читать целиком »
Новости

Путешествия

Экономика

Общество

Наука и культура

Люди

Недвижимость

Туризм

Традиции

Государство

Главная » Наука и культура

Шедевры православного искусства в крипте кафедрального собора Святого Александра Невского

Загружено 15/04/2012 – 12:07

Ровно 100 лет назад был воздвигнут крупнейший православный храм в Болгарии – патриаршеский кафедральный собор Святого Александра Невского. В его целостное оформление были вложены усилия ряда архитекторов, скульпторов, каменотесов, художников. А в 1964 г. было принято решение о превращении крипты в музей православного искусства на болгарских землях.

Эта идея – несвойственна тому времени. В первые десятилетия социализма это искусство воспринималось с негативизмом, как религиозная пропаганда, в связи с чем его показывали не очень часто. В начале 60-х годов, однако, по инициативе Национальной художественной галереи в Париже была организована крупная выставка под патронатом тогдашнего министра культуры Франции, известного писателя Андре Мальро. Экспозиция прошла с огромным успехом, о ней писали Мальро и многие другие выдающиеся французские интеллектуалы. Затем выставка была показана и в ряде других мест. Об этом рассказал доцент д-р Георги Геров, главный смотритель отдела “Православное искусство Средневековья и эпохи Возрожденья” Национального музея болгарского изобразительного искусства. Для размещения этого отдела была выбрана именно крипта.

“Вероятно, именно в связи с этими событиями наши власти отдали себе отчет в том, что речь идет о большом культурном богатстве, которым располагает Болгария, и которое следует представить в постоянной экспозиции в Софии, – рассказывает д-р Геров. – Так было принято решение, чтобы выставка называлась “Шедевры болгарских музеев”, и чтобы она была постоянной. Родилась идея устроить ее в крипте кафедрального собора Святого Александра Невского. До этого момента она была пустой. Первоначально существовала идея превращения крипты в пантеон, т.е. чтобы там хранились останки выдающихся болгар. Но этого не произошло. И вот, в крипте была расположена постоянная выставка, которая в начале представляла болгарское культурное наследие с античности и Средневековья”.

Поэтому первоначально в крипте находились и фракийские сокровища, копии стенописей знаменитой Казанлыкской гробницы и другие античные артефакты. С течением времени экспозиция специализировалась в области средневекового и возрожденческого православного искусства. Сегодня в ней можно увидеть старинные иконы, стенописи, церковную утварь, богослужебные книги, резьбу по дереву… Среди самых древних экспонатов – большая икона, представленная после длительной реставрации. В ней реставраторы отделили друг от друга три последовательных живописных слоя, так чтобы установить самый древний из них. Теперь с одной стороны иконы можно увидеть изображение Иисуса Христа, с другой – его распятие (см. фото 5-6 в галерее).

“Следует сказать, что здесь экспонирована и более древняя икона, со времени Первого болгарского царства (681-1018), из знаменитых керамических икон из г. Велики-Преслав, – пояснил Георги Геров. – Но если речь идет о традиционной иконе, выполненной на деревянной основе, то она – самая древняя здесь, датируется второй половиной ХІ – начала ХІІ веков. Эту икону, видимо, очень почитали, потому что к концу ХІV века она была подвергнута своеобразной реставрации. Старое, прогнившее дерево иконы было положено на новое деревянное основание и с обратной стороны, опять же в конце ХІV века, было изображено распятие. Затем икону писали дважды – в конце ХVІ и в ХVІІІ веках. При реставрации все живописные слои были отделены друг от друга и положены на новую основу, так, чтобы вместо одним произведением, мы располагали несколькими, принадлежащими к разным эпохам”.

В крипте можно проследить за развитием иконописи на болгарских землях до ХІХ века – это время крупнейших болгарских художественных школ – городов Трявна и Самоков. Самоковская школа представлена работами ее создателя – Христо Димитрова и его сыновей Захари Зографа и Димитра Зографа, а также Николы Образописова. В экспозиции восхищение посетителей вызывает и мастерство болгарских резчиков по дереву.

“Здесь есть иконостас из подворья Богородичного покрова Рильского монастыря, – отметил г-н Геров. – Есть также и трон владыки, а также красивые двери с начала ХІХ века, дело рук мастеров школы из города Банско и изображение ее создателя Томы Вишантова Молера. Произведений резьбы по дереву меньше по количеству, и это понятно, так как оно отличается более крупными форматами: это иконостасы, троны, предметы, которые мы не можем экспонировать в больших количествах. Но, если говорим о разнообразии церковного искусства, непременно следует упомянуть, что здесь представлены и произведения золотых дел мастеров. Есть также произведения, связанные с паломническими поездками на святые земли: различными иконами, реликвиями и т.д., которые были перенесены оттуда в Болгарию. Мы также располагаем красивыми вышивками, хотя и немногочисленными. Так что в экспозиции можно увидеть почти все виды церковного искусства Средневековья и Возрождения”.

Шедевры, экспонированные в крипте, в последние годы представляли также в других, очень престижных местах – в знаменитой библиотеке “Амброзиана” в Милане, в Венсенском замке в Париже, в Музее византийской культуры в Салониках, Греция. “К сожалению, наши финансовые возможности ограничены, и мы не в состоянии проводить активную политику скупки вещей, которые появляются на рынке искусства. Но, к счастью, есть болгары-патриоты, которые иногда скупают произведения и дарят их крипте, так как понимают, что это – национальное богатство”, – заявил Георги Геров. Новейшим поступлением является прекрасная икона “Богородица – живоносный источник”, произведение Димитра Зографа.

Автор Венета Павлова

Перевод Миглены Ивановой

BNR

 

Оставьте комментарий!

Оставьте ваш комментарий или trackback со своего сайта. Вы можете подписаться на новые комментарии через RSS.

Придерживайтесь темы записи. Никакого спама!