Музей для эпохи социализма
Автор Венета Николова
Почти 22 года после начала демократических преобразований в Болгарии, в стране наконец-то появился музей, посвященный социализму и, точнее, искусству этой спорной эпохи в новой истории Болгарии. После долгих дискуссий “за” и “против” и с большим опозданием в сравнении с большинством стран бывшего соцлагеря, 19 сентября в Софии открыл двери Музей социалистического искусства.
Идея кураторов – возвратить посетителей в эпоху социализма посредством произведений некоторых из самых ярких пролетарских творцов, а не клеймить эту противоречивую страницу прошлого страны. Так что, в отличие от других музеев социализма, которые являются историческими и акцентируют на тоталитарном режиме, посыл софийского музея ‒ исключительно в художественной и эстетической сфере.
Каковы же художественные достоинства монументов и барельефов видных коммунистических деятелей, которые встречают посетителей, выстроившись в стройные ряды в центре небольшого, ухоженного парка музея, ‒ вопрос личного мнения. Как можно предположить, больше всего произведений, посвященных товарищу Ленину. В зависимости от чувствительности и мироощущения автора, обожествляемый вождь социалистической революции переживал самые разные перевоплощения – то молодой, то более зрелого возраста, то присевший с поднятым вверх кулаком, то слегка замечтавшийся, в разлетающейся одежде… Но наибольшее впечатление производит гигантский, весом 45 тонн, монумент вождя, бывшего при жизни отнюдь не большого роста. До начала демократических перемен в Болгарии он «украшал» центр Софии. Теперь Владимир Ильич, обративший взор в светлое будущее, составляет компанию еще 77 его «собратьям по судьбе» ‒ именно столько экспонатов в парке музея. Большинство из них долгие годы пылились на складах и во дворах, пока их не отряхнули от пыли и не выставили напоказ.
Среди воскресших таким образом болгарских коммунистических деятелей выделяются пятиметровый силуэт Георгия Димитрова (генерального секретаря Коминтерна), бюсты Димитра Благоева (основателя социалистического движения в Болгарии), Тодора Живкова (последнего коммунистического лидера Болгарии) с частью его семьи и пр. Интересны и скульптурные композиции, посвященные рядовому труженику соцтруда – бодро идущие на поле жницы с мощными ногами и сурово высеченными лицами, нахмурившиеся машинисты с крепкими мускулами и сжатыми кулаками и пр. Потрясающие сцены насилия и глубокой человеческой скорби воссоздают произведения, посвященные жертвам фашизма. Часть из них представлена в закрытом выставочном зале музея, в котором хранятся, в общем, 60 картин и 25 пластик.
Насколько пролетарские творцы придерживались канонов соцреализма и совместимо ли искусство с компромиссом? За ответом мы обратились к искусствоведу Бисере Йосифовой, куратору Музея социалистического искусства. «Социалистическое искусство существует с тех пор, как возникли социалистические идеи, и многие художники их разделяют. Но это не означает, что они были подвластны какой-либо цензуре, какой-либо императивности со стороны режима! Потому что там, где есть компромиссы, не может быть подлинного творчества. Мы ни в коем случае не можем искать конформизма в произведениях людей, которые исключительно талантливы и глубоко верны данной идее. Именно они – идеалисты своего времени. Это люди, которые полностью исповедуют идеологию в ее самом идеализированном виде! Так что средствами изобразительного искусства мы предлагаем прочтение целой эпохи. Экспозиции в выставочном зале периодически заменяются новыми экспонатами».
Среди наиболее любопытных произведений музея – установленная на двухметровом постаменте рубиново-красная звезда, которая в прошлом возвышалась над Партийным домом в центре Софии и стала символом тоталитарной власти. В специальном видеозале демонстрируются старые архивные кадры ‒ шествий, построения и позднее разрушения мавзолея Георгия Димитрова, поджога Партийного дома в начале демократических преобразований в Болгарии и других знаковых моментов недавнего прошлого. В музее есть и магазин сувениров, где можно купить значки, небольшие фигурки Ленина и Карла Маркса, стаканы и футболки с обликом Сталина и т.д. Наиболее интересны плакаты с лозунгами типа «Пятилетку – за четыре года!» Ведь идея софийского музея социализма, все-таки, в том, чтобы был и любопытный момент, а не смотреть назад слишком серьезно. Возможно, только так мы сумеем достаточно дистанцироваться от прошлого и наконец-то переосмыслить эту спорную страницу болгарской истории.
Перевод Елены Дымовой
1 октября 2011 г.
Источник: BNR