Болгария в ТОП-5 направлений для вакцинного туризма из России: для кого?
23/02/2022 – 20:48

В каких случаях иностранцы могут вакцинироваться в Болгарии?

Хорватия, Сербия, Турция, Болгария и Греция входят в ТОП-5 направлений для вакцинного туризма в России. Об этом сообщает Ассоциация российских туроператоров (АТОР). Интерес российских граждан к вакцинации …

Читать целиком »
Новости

Путешествия

Экономика

Общество

Наука и культура

Люди

Недвижимость

Туризм

Традиции

Государство

Главная » Наука и культура, Традиции

Болгарская вышивка

Загружено 04/12/2011 – 13:13

Автор Албена Безовска

Красивые, пестрые и очень сложные для выполнения типично болгарские вышивки – одно из больших достижений болгарской традиционной культуры. Как и в произведениях других ремесел, как ковроткачество, изготовление половиков, внешние и внутренние украшения домов, здесь есть характерные символы, имеющие свое определенное значение, что передавалось из поколения в поколение.

И до наших дней в большинстве болгарских домов можно найти, по крайней мере, две-три скатерти, оставшиеся от наших бабушек. Если присмотреться к ним, то стилизованные фигурки живой и неживой природы. Те же, какими болгарки веками накрывали определенные вещи или места. Ведь вышитые знаки и изображения представляли собой своеобразный амулет за здоровье и неприкосновенность. По ним можно прочесть смысл верований народа, связанных с происхождением и обустройством мира сего. Сколь бы ни было необычно, но в одном из наиболее часто встречаемых орнаментов ученые обнаруживают мифологический образ Мирового древа. Его еще называют „деревом жизни”, „космическим”, „шаманским” древом, которое олицетворяет разделение мира на три части в вертикальном плане.

Корона в нем символизирует „верхний”, божественный мир. Стебель – это земной мир, а корни – подземный мир, где живут демонические создания. „Молодое солнце” или „Молодой Бог” каждый год в определенное время спускается по ветвям, чтобы освятить жизнь людей и отметить новое начало, чтобы принести благословление небес и оберечь людей от зла. Подобный мотив можно увидеть на вышивках по всей стране. Разные варианты Мирового древа можно было увидеть на безрукавках в Юго-Западной и Северо-Восточной Болгарии. Выглядящие как фриз, мотивы с таким изображением раскачивались и на краях рубашек девушек и невест, бывших важнейшей частью одежды болгарок.

Изображения солнца, культ которого был одним из самых сильных в древности, сопровождали болгарина и в будни, и в праздники. Сам того не зная, наш современник видит, прикасается и даже ощущает воздействие бесчисленных изображений солнца, оставшихся как невидимое наследие и неоценимое богатство. Один из символов солнца – это крест. А для болгар это двойной крест, который называют „эльбетица”. Это, быть может, самый популярный мотив на болгарских вышивках, используемый как украшение ритуальных хлебцев. Даже на современных куличах, какие можно заказать везде, есть „эльбетица”. На коврах и полотенцах, скатертях и наволочках, женских рубашках и сарафанах, мужских рукавах и сумах – везде можно встретить двойной крест.

По мнению ученых, это изображение связано с индийской свастикой и дхарма чакрой – колесом жизни, неумолимого времени и вечного закона. У двойного креста столько разновидностей, что их трудно описать несколькими словами. Самые разные, предельно эстетизированные и закодированные, они несут восприятие мировоззрения наших прадедов – четыре направления мира, собранные в один общий центр. К ним прибавляются промежуточные направления, как северо-восток, северо-запад и т.д. Таким образом, плеч с обозначением сторон становится восемь, а колесо жизни (дхарма) вращается вокруг центра, вокруг непреходящего и неизменного, вокруг того, что есть и на этом, и на том свете.

Некогда вышивки играли роль своеобразной визитки. По ней можно было понять социальную принадлежность человека – богат он или беден, холостяк или женатый, девица ли это или молодая невеста. Праздничная одежда, особенно юных мальчиков и молодых девочек непременно должны были иметь вышивку.

Богатая вышивка воспевалась в народных песнях как часть красоты болгарки. При пошиве своей одежды женщины вкладывали все свое умение, проявляли свои творческие способности. Каждый район Болгарии отличается не только своими характерными песнями, танцами и языковыми особенностями. Расцветки и орнаменты на национальных костюмах выдают древние этнические корни общего, что их связывает. Вышивки делались на специальных местах, которые считались уязвимыми. Красивая женщина имела разукрашенные юбки в месте, что ближе к сердцу, на рукавах и т.д.
Потому и пелось в песне:

„На юбке у нее звезды мелкие,
На груди – солнце яркое,
На плечах – месяц ясный,
За пазухой – земля, да небо,
Все тут есть: земля, небо, вода и лес…”

Во многих песнях встречается этот мотив, который содержит космологические верования нашего народа о связи человека с божественным. А изображения этого текста можно расшифровать на вышивках, имеющихся в доме. Надо знать, что они не только создают тепло и уют. До тех пор, пока они радуют наши глаза изысканным сочетанием красок и многообразием форм, они делают нас сопричастными с духовным богатством прошлого. Это радует душу и дает новый импульс.

Перевод Петра Григорьева

 

4 декабря 2011 г.

Источник: BNR

Оставьте комментарий!

Оставьте ваш комментарий или trackback со своего сайта. Вы можете подписаться на новые комментарии через RSS.

Придерживайтесь темы записи. Никакого спама!