Болгарская космонавтика на мировой сцене
Визитка болгарской космонавтики
Уже 40 лет Болгария является членом клуба космических государств. Наша страна вступила в него в 1972 году, когда на Орбиту был выведен болгарский прибор для исследования космической плазмы. Таким образом, Болгария стала 18-й по очереди страной, подключившейся к исследованиям космического пространства. Наша страна также входит в число 6 стран, отправивших в Космос своих космонавтов, причем двоих, а также является одной из всего трех стран мира, наряду с Россией и США, которые и по сей день производят космическую пищу. Маленькая Болгария отправила в космос и два своих спутника, а в космических технологиях применяются более 150 приборов и аппаратов болгарского производства. Болгарская техника принимала участие во многих международных космических экспериментах.
Пик болгарских космических исследований был достигнут в рамках полета второго болгарского космонавта Александра Александрова в 1988 году. Тогда Болгария отправила в космос 11 отдельных приборов, которые потом долгие годы служили космонавтам на космической станции “Мир” и на Международной космической станции. На этой станции и в наши дни работают болгарские приборы для учета радиационной обстановки. Именно при помощи болгарской спектрометрической аппаратуры были сделаны и первые уникально качественные съемки Фобоса – спутника Марса. Все это позволяет Болгарии сохранить и в наши дни свои передовые позиции в области космических технологий. Но визитка болгарской космонавтики не исчерпывается этим.
Болгарское ноу-хау в Космосе
Болгария разработала уникальную космическую оранжерею и добилась всемирно признанных успехов в области космической медицины. На базе болгарской космической аппаратуры на данный момент идут разработки холтер-системы. Речь идет о небольшом приборе, который в состоянии учитывать около 70 параметров человеческого тела – кровяное давление, температуру тела и т.д. Болгары стали и первыми в мире, кому удалось вырасти в Космос настоящую пшеницу, вкусные редиски и свежий зеленый салат. Это произошло в рамках проекта НАСА – “Мир”, когда оранжерея была отправлена в Космос на борту шаттла. Международный день космонавтики 12 апреля является заслуженным поводом гордости для Болгарии в качестве члена элитного клуба космических государств. В связи с праздником наш сотрудник Таня Харизанова встретилась с директором Института космических исследований при БАН проф. Петыром Гецовым – одним из ведущих болгарских ученых в области космонавтики.
И так, привилась ли пшеница в Космосе?
“Да! – с гордостью отвечает проф. Гецов. – Это одно из наших крупнейших достижений, реализация которого была очень трудной. Наша цель была добиться урожая пшеницы “от зерна до зерна”. Учитывая содержание разных газов в космической станции, нам пришлось выбрать самый подходящий сорт пшеницы и мы стали первыми, кому удалось вырастить пшеницу в космических условиях. Наша оранжерея летала в космосе более 10 лет. Причем в ней мы выращивали не только пшеницу, но и редис и другие культуры. Это наше достижение является также элементом подготовки астронавтов к полету до Марса, запланированному на 2025 год. Наша технология космической оранжереи включена в один из предусматриваемых экспериментов, но на этот раз она будет более масштабной, так как в ней будут выращиваться продукты для потребления во время полета. А срок этой экспедиции запланирован от 6 месяцев до 1 года”.
Самые перспективные болгарские космические проекты
связаны с космической физикой и исследованиями солнечной радиации. До 2020 года применение радиометров остается фирменным брэндом Болгарии на Международной космической станции. Не менее интересным научным заданием является и исследование плазмы вокруг космической станции, которое будет проведено в этом году при применении болгарской аппаратуры. Продолжаются и 500-дневные наземные эксперименты с болгарской оранжереей в рамках подготовки полета до Марса. Часть проектов охватывает и дистанционное исследование Земли с космоса. И еще один любопытный вопрос:
Станет ли Марс новым домом для человечества?
“Космическая дорожная карта человечества начинается с орбитальной космической станцией, потом следует восстановление полетов до Луны, затем полет до Марса и его освоение. По-моему, Марс единственный космический объект, реальное исследование и возможное освоение которого людьми возможны в обозримом будущем”.
Одни ли мы во Вселенной?
Таков наш следующий вопрос к проф. Гецову.
“Вряд ли, в рамках Вселенной мы, скорее всего, являемся глубокой провинцией. И если в такой глубинке живут разумные существа, то, наверное, есть множество других планет, населенных, наверное, иным видом существ и иным видом материи. Я собственно не считаю реалистичным, чтобы мы были единственной формой жизни во Вселенной. Но, пока что, в рамках Солнечной системы нет доказательств наличия разумных форм жизни. И если такие прилетят из другой галактики, то это будет означать, что они располагают исключительно высокими технологическими и энергетическими возможностями. То есть, они будут намного более совершенными, умными и развитыми нас. И вряд ли будем встречать их “хлебом и солью”. Очень возможно, что они будут воспринимать нас так, как мы воспринимаем муравьев, например”.
Автор Таня Харизанова
Перевод Вили Балтаджияна
Оставьте комментарий!